ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Онлайн трансляция

Воскресенская церковь села Битягово в Домодедово – от разрушения до возрождения

14 сент. 2017 г., 14:52

Просмотры: 579


Битягово – одно из древнейших сел Домодедовского района, да и истории Воскресенского храма почти 350 лет
Фото: Роман Денисов

ДОМОДЕДОВО, 14 сентября 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ –  Битягово впервые оно упоминается в завещании Ивана Калиты 1339 года. Понятно, что село к этому времени уже должно было быть крупным, иначе великий князь Московский о нем бы не вспомнил. Следующее упоминание о селе приходится на 1572 год.

Битва при Молодях – Полтава шестнадцатого века

Это был тяжелый год для России. Царю Иоанну Васильевичу Грозному приходилось воевать сразу с несколькими странами. Ливония, Литва, Польша и Швеция пытались теснить Московское государство с запада и севера. А с юга наседал подстрекаемый Османской империей крымский хан Девлет-Гирей. Его действия были успешнее, чем военные потуги западноевропейских союзников. В 1571 году хан воспользовался тем, что между Русью и Крымом был заключен мир, и вероломно вторгся на Русь. Не встречая сопротивления, он дошел до Москвы и сжег ее. Разграбив окрестности и набрав пленников, Девлет-Гирей вернулся в Крым. Мечтой хана было, как минимум, отобрать у Московского государства Казань и Астрахань. А как максимум – завоевать Русь. Царю был предъявлен ультиматум. Вместе с турецким султаном хан Гирей потребовал у царя Иоанна перейти к ним «под начало и бережение». Проще говоря – войти в состав Османской империи. Когда царь отказался, хан со 120-тысячным войском и корпусом турецких янычар снова пошел на Русь, говоря прямо: «Еду в Москву на царство».

В этот раз Московское государство оказалось готово к вторжению. 29 июля 1572 года русское и крымское войска столкнулись у реки Рожаи недалеко от села Молоди, всего лишь в 60 километрах от столицы. Царь Иоанн уехал в Кострому, а под знаменами полководца, князя Михаила Воротынского было в восемь раз меньше солдат, чем у Девлет-Гирея. Но русские войска применили тактику, незнакомую татарам. Они, подобно чешским таборитам, сплошным кольцом окружили свой лагерь повозками с толстенными деревянными щитами. По-русски это укрепсооружение называлось «гуляй-город». Когда противник подошел достаточно близко, повозки вдруг разъехались. На наступающих обрушился град пушечной картечи, пищальные залпы и стрелы арбалетов. Когда остатки крымской конницы доскакали до осажденных, телеги съехались и захватчиков встретили копьями и бердышами. Поле вокруг гуляй-города превратилось в одну сплошную мясорубку. Обойти русский отряд Девлет-Гирей не мог. А потому снова и снова вынужден был его атаковать. Так продолжалось четыре дня. На пятый день из укрепления под покровом темноты вышла русская конница и, обойдя татар, ударила им в тыл. Пушки, не переставая, били из гуляй-города. Ошеломленные крымцы бросились бежать. А сражение превратилось в избиение. Погибло несчетное количество врагов. У хана при Молодях погиб сын и внук, а сам он насилу унес ноги. После этой битвы крымские татары уже никогда не рисковали идти войной на русские земли, этот набег стал последним. Османская империя была вынуждена отказаться от планов на Поволжье, которое навсегда стало частью России. Для героя – князя Воротынского – слава обернулась вскоре собственноручными царскими пытками и мучительной смертью.

Две жизни разоренного села

Место, где произошла битва при Молодях, сейчас находится на территории Подольского района. Но до домодедовского Битягово оттуда всего пятнадцать километров. Передовые крымские отряды успели сжечь село до знаменитой битвы. Храм Воскресения Христова, стоящий в селе, они пощадили, но превратили в конюшню. Когда захватчиков из села выбили, Воскресенская церковь, как оскверненная, была упразднена и разобрана. Большинство уцелевших жителей покинули родные места, переселившись близ сторожевой заставы на Большой Каширской дороге. Лишь немногие захотели остаться на родном пепелище. Древнее село даже сменило название, став сначала деревней Сукромка, а потом Заборьем. В XVII веке на левом берегу Рожаи была построена помещичья усадьба, а возле нее – новая деревянная Воскресенская церковь, стали селиться крестьяне. В 1671 году стольник Иван Телепнев начал строительство каменного храма Воскресения Христова. В описных книгах про него сказано так:

«Церковь Воскресения Христова каменная, покрыта тесом, на ней шесть глав обиты черепицею зеленою, кресты же обиты белым железом».За этим скромным описанием скрывается одно из красивейших зданий в стиле «нарышкинского барокко» на подмосковной земле. Богат был стольник Иван Телепнев и ничего не жалел для родной земли! Белокаменный красавец-храм стоит в центре села на высоком берегу Рожаи. Его внешний вид практически не изменился с той далекой поры. Церковь является уникальным образцом «сдвоенных» храмов. В границе одного здания были совмещены две церкви – зимняя и летняя. Отапливаемая часть храма представляет из себя высокий бесстолпный пятиглавый четверик. Летний храм имеет с ней одинаковую форму, но он ниже и венчается одной главою. Смежные между собой трапезные открывали проход в храм верующим через боковые порталы-двери.

После смерти стольника его земля и храм отошли к фавориту царицы Софьи Алексеевны князю Василию Голицыну. При царе Петре I семья оказалась в опале, и земли были переданы Высоко-Петровскому монастырю. Церковное управление пошло на пользу. Село богатело и расширялось. Когда в 60-х годах XIX века земли были переданы государству, сельчане тут же разобрали старую деревянную колокольню, пристроив к любимому храму новую – каменную. Это было совсем не дешевым удовольствием, но зажиточные битяговцы быстро справились со строительством. В 1883 году жители на свои средства реконструировали храм. Стена, разделявшая трапезные, была разобрана, стены смежных помещений заменили арками, расширили окна, установили новый позолоченный иконостас, ветхие купола заменили на новые, расписали своды и устроили единый вход через колокольню. В результате старый храм стал вмещать на порядок больше молящихся. Он выглядел светлым, просторным и гармоничным, несмотря на различие стилей отдельных его частей. Работы были окончены к 1906 году.

Роковой XX век

После революции 1917 года битяговцы еще двадцать лет отстаивали свой храм. Они платили огромные налоги, обивали пороги сельсоветов, отбивались от бесчисленных комиссий, которые ставили себе целью закрытие «рассадника религиозного мракобесия». Приход властям удалось ликвидировать лишь в 1939 году. Здание храма тут же отдали под склад зерна и овощей, в колокольне устроили веялку. Но происходили странные вещи: зерно портилось, овощи гнили. Тогда церковь сделали магазином. Но все продолжалось: товары грызли мыши, торговля не шла. Окончательно на церковь махнули рукой в шестидесятые годы. К этому времени поколения сельчан сменились, вокруг стали появляться дачи. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов заброшенная церковь подверглась новой беде. Многочисленные кладоискатели взломали полы и стены, содрали штукатурку с росписями, развалили печи и проломили своды алтарей. Храм окончательно стал руинами, в которых свистел ветер и вили гнезда птицы.

Разрушенный храм, середина 70-х гг XX века Фото: Разрушенный храм, середина 70-х гг XX века

Возрождение

На рубеже 80–90-х годов руины Воскресенской церкви возвратили верующим. Казалось, храм уже невозможно спасти, он вот-вот должен был рухнуть. Но люди совершили чудо. Благочестивые битяговцы руками разгребали завалы мусора, расчищали стены, обивали пороги предприятий с призывами о помощи и молились. Молились под дождем и снегом, падавшим через непокрытые своды. Молились при печках-буржуйках, которые больше коптили, чем давали тепла. Молились и верили: храм родного села будет жить!

Первая литургия в возвращенной церкви состоялась на праздник Крещения Господня в 1990 году. Поочередно сменявшие друг друга священники Николай Кондратюк, Евгений Куренков и Вячеслав Завьялов буквально по кирпичику восстанавливали храм. Нашлись и благотворители, для которых дело восстановления храма стало символом восстановления Русской земли. Я специально не буду упоминать их имена. Но пусть Бог, который видит добрые дела, воздаст им за доброту – добротой!

Великое освящение восстановленного Воскресенского храма состоялось 3 декабря 2000 года при огромном стечении народа. Торжество возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сегодня древний храм села Битягово стал жемчужиной Домодедовской земли.

Битягово Фото: Роман Денисов

Белоснежная колокольня тянется в голубое небо, древний погост возле храма утопает в цветах, регулярно проводятся богослужения, функционируют воскресные школы для взрослых и детей, на храмовой стоянке всегда много машин. Жизнь древнего Битягово продолжается. И эта жизнь – устремлена в будущее. Будущее России.

Ильинский Александр Сергеевич, фото Роман Денисов
Домодедовские вести
Иллюстрации: 
Художник Василий Нестеренко «Великая битва», фрагмент,

Татьяна Владимировна АЛЕКСЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ