ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Яндекс.Погода

среда, 20 сентября

малооблачно+16 °C

Онлайн трансляция

12 июля – праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2017 г., 11:05

Просмотры: 614


12 июля во всех православных храмах городского округа Домодедово пройдут торжественные богослужения, посвященные памяти апостолов Петра и Павла – эти святые издревле являются одними из самых почитаемых

ДОМОДЕДОВО, 12 июля 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Петру и Павлу посвящены бесчисленные храмы, соборы, монастыри и целые города: Санкт-Петербург, Петропавловск. И в деревне Павловское городского округа Домодедово тоже есть такой храм.

Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла отмечается Православной Церковью 12 июля по новому стилю. Этот праздник неприходящий, т. е. его дата привязана к календарю. С этого дня заканчивается Петров пост. Но так как праздник в этом году приходится на среду, то вкушение мяса, молока и яиц верующие православные христиане могут позволить себе лишь на следующий день – в четверг.

Праздник посвящен двум самым великим последователям Христа, которые начали проповедь христианства по всему миру. Петр и Павел пострадали за веру и приняли мученический венец с разницей в один год в 67-68 году н. э. Иконография нередко изображает апостолов Петра и Павла вместе. Апостол Петр обычно изображается с ключом на длинной цепи и свитком в левой руке. Ключ – символ обетования Христа, данного апостолу: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19)». Апостол Петр – автор двух Посланий. Свиток – символ его литературного и вероучительного наследия. Апостола Павла изображают с книгой в руках. Он написал четырнадцать Посланий – можно сказать целую книгу – входящую в канон Нового Завета.

История празднования дня Петра и Павла

У исследователей нет точной даты мученической кончины апостолов Петра и Павла. Но по этому поводу есть церковное предание. Резюмируя его, святитель Дмитрий Ростовский в своих «Четьи-минеях» пишет, что апостолов казнили в Риме в один день, но с разницей в год. Петр был распят, а Павел обезглавлен. 12 июля 258 года христиане нашли могилы апостолов и торжественно их перезахоронили. При правлении императора Константина Великого христианство стало господствующей религией Римской империи. В 324 году в Риме и Константинополе были воздвигнуты первые храмы в честь Петра и Павла, а их память стала торжественно отмечаться. С тех пор православные христиане отмечают этот праздник ежегодно. В народе у праздника святых апостолов Петра и Павла бытовало несколько названий: Петр-Павел, Петры и Павлы, Мирская свеча, Красное лето, Играние солнца, Рыболов, Петров день, Петровки и многие другие. 12 июля считалось на Руси профессиональным праздником рыбаловов, ведь до призвания на апостольское служение Петр был ловцом рыбы. Особенно этот день почитался в Поморье. В некоторых областях 12 июля собирали деньги на большую восковую свечу – «Петру-рыболову на мирскую свечу». Свечу, как символ особого почитания апостола, ставили посередине храма перед праздничным образом апостола. Накануне праздника деревенская молодежь шла в поле и «караулила солнышко», встречая рассвет. Как считалось в народе, солнце в день Петра и Павла было особенным: играло разными цветами, переливалось, как радуга. Увидевшие это чудо считались благословленным самими апостолами на безбедный год.

Гиганты духа

Всматриваясь в 2000 лет истории христианства, нельзя не заметить, что его фундамент лежит именно в проповеди о Христе, которую начали апостолы. Эта проповедь в самые кратчайшие сроки охватила всю Римскую империю, перекинулась на Персию и Индию. Христианами становились богатые и бедные, солдаты и военачальники, сенаторы и рабы, женщины и мужчины. Петр нес Евангельскую Весть по еврейским колониям, разбросанным от Иерусалима до Британии, а Павел сосредоточился на проповеди среди язычников. Сейчас Петр и Павел предстают перед нами как два гиганта духа, как два героя, которые смогли перевернуть мир. Однако они сами никакими героями себя не считали. Они были такими же людьми, как каждый из нас: со слабостями и ошибками, предрассудками своего времени и яркими темпераментами. Их можно было бы назвать антиподами, если бы не одно – проповедь о Воскресшем Христе. В этом они абсолютно едины. Для каждого из них Христос не отвлеченный персонаж легенд и мифов, а живая Личность. Для них событие Воскресения Христова не вероучение, не догмат или философская схема, а личный опыт, молчать о котором они были не в силах.

Апостол Павел

Личность апостола Павла сейчас наиболее близка современным христианам. Дело в том, что он не был очевидцем евангельских событий. Он не видел Христа до Его Воскресения. Мало того, воспитанный в традициях иудейской книжной мудрости, Савл (так звали Павла до обращения) был последовательным противником христиан и христианства. Его ум и последовательность были оценены иудейским начальством по заслугам. Молодого ревнителя старины послали искоренить зарождавшуюся христианскую общину в Дамаске. Здесь, на дороге в этот древний город, Савл и встретил Христа. Об этом духовном перевороте рассказывает книга «Деяний святых апостолов».

Внезапный свет озарил скачущего всадника. От неожиданности Савл резко натянул поводья и свалился с коня в придорожную пыль. «Савл, – послышался голос, - зачем ты гонишь Меня?» – «Кто Ты, Господин?» – только и сумел выговорить упавший и услышал ответ: «Я – Иисус, Которого ты гонишь».

Эта встреча, этот личный опыт встречи с Христом перевернул жизнь Савла. Из гонителя христиан, он сделался апостолом. Из фарисея Савла он превратился в апостола Павла, отдавшего все свои силы без остатка на проповедь христианства. Что-то очень похожее случается с каждым человеком.

Однажды на жизненном пути человек встречает Бога. И жизнь человека озаряется новым светом и новым смыслом. Но бывает и так, что этот личный опыт затирается в памяти и блекнет. Человек свободен в своем нравственном выборе. Он может принять и возродиться или продолжать идти по жизни, отвернувшись от Христа. Жизнь Павла- яркий тому пример.

Апостол Петр

Именно в этот момент очень важен опыт другого апостола Христова: Петра. Апостола Петра часто называют «простым рыбаком». Но это не совсем верно. Петр был зажиточным человеком, владельцем лодки. К началу проповеди Христа он был женат. Но главное, Петр умел читать и писать, а значит, обладал достаточным кругозором для своего времени. Тем не менее, этот зажиточный человек мгновенно оставил обустроенный и устоявшийся быт, чтобы последовать за Иисусом.

– Ты – Христос, Сын Бога Живого, – выразил Петр свою веру, – Ты – Царь Израилев.

Три года он ходил вместе со странствующим Учителем по пыльным дорогам Иудеи, деля с Ним холод и зной, голод и насмешки. Петр был свидетелем Тайной Вечери, когда Христос сказал, что все Его в страхе оставят.

Ученики, отчасти предчувствуя Голгофскую катастрофу, молчали. Лишь Петр со свойственной ему прямолинейностью воскликнул: «Нет! Если все Тебя оставят – я никогда!» – «Ты говоришь, что не оставишь Меня?» – спросил в ответ Иисус, и сказал: «Прежде чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня». Все так и случилось в ту страшную ночь ареста Иисуса. Петр побежал за арестованным Учителем и очутился во дворе дома первосвященника. Его немедленно опознали слуги. «Не ты ли был в Гефсиманском саду?» – «Нет! Я не знаю этого Человека!». К нему приставали с вопросами, а Петр в смертельном ужасе все повторял: «Не знаю, Он мне чужд, я не знаю Его…». И запел петух. И Петр, словно очнувшись от дурного кошмара, вспомнил слова Иисуса. Как говорит Евангелие, Петр «вышел вон и горько заплакал…».

Отречение Петра, Рембрандт

Эта память о собственной слабости, о предательстве останется с ним до конца жизни. Горький опыт апостола Петра близок каждому христианину. Ведь каждый оступается, каждый падает, каждый совершает грех – тем самым отрекаясь в душе от Христа… Петр всегда помнил о своей слабости и попросил палачей распять его не как Христа, а вниз головой.

Сила Божья в немощи обретается

Есть изумительные слова Евангелия: сила Божья обретается в человеческой немощи. Апостол Павел или апостол Петр не были исключением из общего человеческого правила. Может быть, именно поэтому их человеческая хрупкость так близки и понятны каждому христианину. Павел был одержим идеей переустройства мира по собственным религиозным меркам. Но в какой-то момент он встретил живого Христа, Который стал его Жизнью. Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем. И Воскресший Христос задал ему вопрос. Нет, Он не спросил Петра, почему тот оказался предателем. Христос спросил более глубинную вещь, которая стоит перед каждым человеком: «Петр! Любишь ли ты Меня?». Именно этот вопрос о любви между человеком и Богом, а не вопрос о воздаянии за грех – главный вопрос христианства. И ответ на него важен для любого верующего человека. Христос задал этот вопрос Петру трижды. И как трижды апостол отрекался – так же трижды он от всего сердца ответил: «Да, Господи! Я люблю Тебя! Ты знаешь мою слабость, мое малодушие и измену, но я – люблю Тебя!». С этого дня душа апостола Петра никогда не поколебалась, он остался верен своей любви до мученической смерти. Из апостолов первосвятители и учители вселенной, молите Владыку всех, чтобы Он даровал мир вселенной, а нашим душам великую милость.

Вот о чем говорит праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла: о любви. О том, что в любви между Богом и человеком, в каждом из нас, даже в самом слабом и падшем, может быть проявлена несокрушимая Божья сила. Надо лишь быть с Богом, со Христом. Церковь не призывает никого к головокружительным подвигам или героической самоотдаче.

Будь с Богом реально, а не виртуально, – говорит Церковь, – ходи по воскресным дням в храм, исповедуйся и причащайся! Впусти Бога в свое сердце – и Бог изменит тебя и всю жизнь вокруг. Вот чему учит православных христиан праздник святых апостолов Петра и Павла.

С Праздником, дорогие домодедовцы!


Александр Ильинский, Домодедовское информагентство
В качестве иллюстраций использованы: фото иконы 6 века "Апостол Пётр", фото картин Андрея Рублева "Апостол Павел", Эль Греко "Петр и Павел" и "Отречение Петра" Рембрандта

Андреева Татьяна Владимировна, Ильинский Александр Сергеевич