ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Онлайн трансляция

11 сентября православные встречают память Усекновения главы Иоанна Предтечи

11 сент. 2017 г., 17:30

Просмотры: 911


На 11 (29 августа по старому стилю) сентября приходится память события, происшедшего две тысячи лет назад
Фото: Саломея с главой Иоанна Крестителя, Караваджо

ДОМОДЕДОВО, 11 сентября 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Православные христиане вспоминают насильственную смерть Иоанна Предтечи, которого еще называют Крестителем - последнего великого пророка Ветхого Завета.

Именно Иоанн Креститель (Предтеча) предсказывал пришествие Иисуса Христа, а крестил Его в водах реки Иордан. Великого пророка казнил тетрарх Ирод за то, что тот обличал греховную жизнь правителя. Полное название этого праздника - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта дата считается у православных христиан днем строгого поста. Издревле на Руси не то, что употреблять хмельные напитки, но и танцевать в день Усекновения считалось страшным грехом. «Иродова дочь плясанием и песнями, - говорили в народе, - выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». О событиях Усекновения рассказывают два евангелиста: Матфей и Марк. Упоминает об Иоанне Крестителе и античный историк Иосиф Флавий.

Древняя монашеская сказка

Повествование евангелистов об Усекновении главы Иоанна Предтечи принято считать одним из самых антиалкогольных текстов Священного Писания. Но евангельский рассказ шире простого призыва не предаваться пьянству, известного во всех мировых религиях.

В одном из древних монашеских письменных памятников есть повествование о том, как некоему египетскому пустыннику досаждал бес. Он клятвенно обещал, что не будет больше угнетать монаха никакими искушениями. Но при одном условии. Монах должен был совершить один грех из тех трех, что предложит бес: убийство, блуд или пьянство.

Монах решил вроде бы логично: «Итак, - сказал подвижник бесу, - я выбрал: пойду, напьюсь первый и последний раз в жизни. И ты от меня отстанешь".

Подвижник пошел в город, вошел в кабак, и напился. Однако тут к нему подсела женщина. Он пошел к ней в дом и совершил второй грех, а когда их застал муж, убил его. Таким образом он совершил все три греха, выбрав лишь один, наименьший.

Евангельский рассказ о смерти Иоанна

Но евангельский рассказ беспощаднее монашеской сказки. Перед мысленным взором читателя апостол Матфей выводит образ мятущегося и страстного человека – совсем такого, как большинство современных людей. Царь Ирод-младший, сын того самого, избившего вифлеемских младенцев царя Ирода Великого, воспылал страстью к жене собственного брата. Пользуясь силой, царь взял ее в свой дворец. Оправдывал ли он себя государственной необходимостью или великой любовью не важно. Важно, что у него нашелся обличитель. Им стал Иоанн Предтеча.

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи с 6 по 12: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду. А потому он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу».

Иоанн Предтеча Фото: Фреска Усекновения главы Иоанна Предтечи, Сербия XIII в

Голос совести никогда не заглушается до конца. Поэтому обличения праведника попали в цель. Не имея сил покаяться, Ирод поспешил заткнуть обличителю глотку, посадив его в тюрьму. И даже иногда приходил к нему в камеру, подискутировать на морально-религиозные темы.

Понятно, что новой «жене» царя – Иродиаде - ситуация не внушала оптимизма. Ее положение было под угрозой. Мало ли до чего царь и пророк в тишине темницы могут договориться? Так можно и своего положения лишиться. И она затаила зло на обличителя. Случай отомстить не заставил себя ждать.

Царь праздновал свой день рождения. И напился, как то часто, слишком часто случается и на наших праздниках. Дочь Иродиады Саломея исполнила зажигательный восточный танец. Хмельному царю танец так понравился, что перед всеми гостями в награду он обещал дать падчерице все, что она пожелает: до половины своего царства. И поклялся в этом. Саломея, в отличие от отчима, была трезвой. А потому пошла советоваться с матерью. Та решила, что час настал и через дочь потребовала голову Иоанна Предтечи.

Далее все шло, как часто происходит в любом хмельном угаре. Пьяный царь стал бить себя в грудь: «Я обещал! Я царское слово молвил! Не могу отказаться!». Моральные устои, совесть, политическая целесообразность, разумность, дружеское расположение: все забыто, все потонуло в вине.

И послали палача. И обезглавили пророка. И принесли окровавленную голову на блюде сначала хохочущим царским собутыльникам на пир, а потом – царице. Так хмельной пир закончился убийством.

Вечная правота библейских строк

Время показало, что ничего с библейских времен не изменилось.

Только алкоголь стал более дешевым, а потому его стали пить не только «сильные мира сего», но и простые люди. А потому, почти у каждого человека в современной России найдется пьяных грех, за который, протрезвев, ему стыдно. Пьянство, словно локомотив, тащит за собой беспорядочные половые связи, гнев, ложь и убийство.

По статистике, в нашей стране около семидесяти процентов преступлений совершается в пьяном состоянии. А автоаварий – еще больше.

Ведь дело не в вине, а в людях. Помните рассказ о путыннике? Что произошло перед тем, как он напился? Если говорить о духовной составляющей, то ему захотелось решить свои проблемы через сделку с темными силами. Он сделал шаг навстречу злу, предпочел договор с бесом бытию с Богом. Он остался без Бога, а потому – согрешил.

Так и в жизни любого человека. Сначала он отворачиваемся от Бога, потом старается договориться с бесом. И лишь после этого – согрешает. Ирод убил Иоанна Предтечу не потому, что напился. Он напился потому, что в его душе не было Бога. А когда в душе человеческой нет места для Бога, то пустота неизбежно заполняется пороком, грехом и ужасом.

Критерий бытия с Богом

Но как понять: есть в нашей душе Бог или в ней только разговоры о Боге? Ведь Ирод тоже, наверное, часто о Нем говорил?

А критерий очень простой. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что Бог - есть Любовь. Любовь Деятельная. И Бог каждого человека призывает не к разговорам о Нем, а к делам - к деятельной любви. Недаром сказано: "Возлюби ближнего своего как самого себя", "Что сделали малым сим - сделали Мне". Если человек накормил голодного, одел бездомного, помог больному - то в нем есть любовь, значит есть и Бог. А на грехи - просто времени не хватит. Именно об этом говорит библейская история Усекновения Иоанна Предтечи. Она – грозное предупреждение для каждого человека. Без Бога – не до порога. А потому, каждый раз слушая ее, православные христиане говорят: «Прости нас, грешных, Господи! Прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякого греха!».

Праздник со слезами на глазах

Казалось бы, дату Усекновения главы Иоанна Предтечи никак нельзя назвать «праздником». Святой человек, он пострадал от человеческой жестокости. Зло торжествует, а добро унижено. Праведник убит, а его палачи живы. И все же Церковь торжественно отмечает этот день. И не просто потому, что в Боге смерти нет и в Нем все живы. Иоанн Креститель победил. Жизнь этого человека, отданная во имя истины, продолжается. Она продолжается как урок, как пример всем нам, православным христианам: есть вещи, за которые стоит стоять, стоять даже до смерти.

Добро, правда и вера в Бога – не пустой звук. Все это делает человека – человеком. И никаким тиранам и иродам этой человечности у нас не отнять.

Ильинский Александр Сергеевич, Домодедовские вести
Иллюстрации - Иоанн Предтеча, Андрей Рублев/ Фреска Усекновения главы Иоанна Предтечи, Сербия XIII в / Саломея с главой Иоанна Крестителя, Караваджо / Танец Саломеи, Беноццо Гоцолли

Татьяна Владимировна АЛЕКСЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ