ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Яндекс.Погода

среда, 23 августа

ясно+23 °C

Онлайн трансляция

Программа «Приток» аэропорта Домодедово как лифт для карьеры молодых специалистов

19 июня 2017 г., 9:05

Просмотры: 345


В аэропорту Домодедово 17 лет назад был запущен «социально-молодежный лифт» - программа «Приток», каждый год он выносит на ступеньки карьерной лестницы новых пассажиров, сразу на этаж второй-третий, нулевой тоже есть, но он приходится на студенческие годы

ДОМОДЕДОВО, 18 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – С 15 по 16 июня в Московском аэропорту Домодедово состоялась масштабная бизнес-игра «DME Live Practice». В игре приняли участие более трехсот студентов ряда вузов – участников программы. В процессе игры студенты обслуживали три настоящих аэробуса: реактивный Боинг 767, Боинг 737 (самый массовый гражданский самолет) и легенду мировой авиации Боинг 747 (первый в истории дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет).

В этом году будущие профессионалы воздушной авиации примерили на себя более 30 специальностей: от работника багажного отделения до диспетчера и директора аэропорта. Все тягачи, трапы, цеха горячего питания и перронные автобусы в этот особый день были под управлением студентов.

ИСТОКИ ПРИТОКА

Само слово «Приток» с некоторых пор стало для домодедовских студентов культовым. Это тот самый действующий социальный лифт, отсутствие которого стало подлинным бичом для современной российской молодежи. Но менеджмент аэропорта на фоне тотального современного «безлифтья» и безнадеги смог еще в начале «нулевых» создать программу, которая теперь является для студентов светом в окошке и сильнейшей мотивацией грызть гранит науки. Ну на самом деле, как его не грызть, если для особо упорных «грызунов» могут открыться просто упоительные перспективы самореализации в одной из крупнейших воздушных гаваней Европы?

А начиналось все, как всегда и везде, методом проб и ошибок. Хотя нельзя сказать, что первый блин был комом. Он был все-таки блином, но без икры, варенья, сладостей и других изюминок-наполнителей. Вначале, как всегда, была идея. Мысль создать свою программу озарила нынешнего председателя Совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика еще в далеком 2000-м году. Возможно, это было требование времени, как утверждает он сам. Но почему-то это требование до сих пор не сподвигло других китов воздушного флота России запустить на своей базе нечто подобное. Даже просто копировать уникальный домодедовский опыт пока еще очередь из желающих не выстроилась. И это касается не только авиации.

Первые игры (они назывались тогда Sky Game – воздушные игры) проходили под девизом «Сделай и продай!». В них приняло участие тридцать пять человек. Сейчас организаторам «DME Live Practice» тот Sky Game кажется детским садом. «Приток» модифицировался в русле всех веяний и перемен. Развивалась инфраструктура аэропорта – вместе с ним развивался и «Приток». Росло количество участников, повышался уровень притязаний.

В результате за эти семнадцать лет программа изменилась масштабно. По словам руководителя пресс-службы аэропорта Александра Власова, «современная бизнес-игра фактически перешла в производственную плоскость со всеми присущими ей форс-мажорными ситуациями».

Об одной из них, недавно приключившихся на борту вылетевшего их аэропорта воздушного судна, мне рассказали сами притоковцы – будущие стюардессы. Один из пассажиров со слабым сердцем еще в аэропорту зарядился пивком, «залакировал» это дело водочкой, усугубил все какими-то зубодробительными таблетками, после чего в полном изнеможении вместе с лайнером взмыл в воздух. Где его и «накрыло» перепадом давления. Состояние его было настолько критическим, что в воздухе на какое-то время встал вопрос о незапланированной посадке самолета в другом аэропорту. От верной смерти пассажира спасла стюардесса – бывший участник программы «Приток», кстати. Так что в воздушной гавани, через которую и на земле, и воздухе проходят десятки тысяч человеческих, никакое обучение не может быть лишним. Потому что от него зачастую зависят реальные жизни реальных людей.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила бизнес-игры просты и жестки одновременно – в духе современных совсем не толерантных законов ведения бизнеса. На игровой площадке моделируются реальные бизнес-процессы крупной воздушной гавани. Три команды студентов по 40 человек представляют обслуживающий персонал. 110 учащихся выступают в роли пассажиров. У каждой команды – какая-то сумма денег на счету. «Добрые дяди» их экспертной группы не спят, делая все возможное, чтобы этот счет обнулить максимально быстро. Не дремлют на площадке и штатные провокаторы – в основном представители СМИ, и просто чем-то недовольные уровнем обслуживания пассажиры. Здесь же, на площадке, располагаются суды, где «по ходу пьесы» проходят официальные разбирательства.

В этих бизнес-играх все по-взрослому. Например, проигрывается вариант договора авиа-перевозчика с аэропортом. В реальном бизнесе такие тарифные соглашения – сложнейший вид переговоров, искусство возможного во всей своей красе и тайна за семью печатями. Торг на них идет жесточайший, в реальном времени – месяцами, если не годами. Ни один авиаперевозчик не знает, на каких условиях его сосед по залу заключил сделку с аэропортом. Обговариваются миллионы вариаций соглашений, рассматриваются джунгли нюансов. Здесь каждое слово, каждая фраза оттачиваются до мелочей и шлифуется до блеска. На переговорах стороны порой встречаются более сотни раз. Недаром перетягивание в Домодедово китайской авиакомпании Lacky Air считается огромной победой портовского менеджмента.

В бизнес-игре студенты соревнуются по нескольким номинациям – «лучший повар», «лучший юрист», «лучший менеджер», «лучшая стюардесса» и так далее. Те же повара работают в режиме шторма, выдавая на-гора за пару часов по пятьдесят-шестьдесят блюд. Оценивают их работу нанятые «слева» и совершено не ангажированные специалисты высшего квалификационного уровня – повара высшей квалификации ресторанов с «мишленовскими» звездами. Вообще «Мишлен» – это такое же имя в ресторанном бизнесе, как BMW в автопроме. Причем там есть градации по уровням и звездам. Если заведение удостоилось одной звезды МИШЛЕН — это уже резкое повышение его международного рейтинга. «Две звезды» — блюда ресторана уже могут рассматриваться как произведения искусства. «Три звезды» имеют единицы -– рестораны с авторской кухней величайших, зачастую потомственных шеф-поваров, признанных во всем мире гениев своего дела. В Домодедово при подаче поварами блюда на конкурс асы кулинарного искусства оценивают все – от вкусовых качеств до искусства сервировки.

ГОРЬКИЙ ОПЫТ

К сожалению, аэропорт Домодедово не миновали террористические атаки. Были здесь и взрыва в зале прилета, и теракты на самолетах, унесшие сотни жизней. Поэтому накануне Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу, когда пассажиропоток в порту увеличится вдвое (за год через Домодедово пройдет население Италии), меры безопасности будут увеличены беспрецедентно. Даже во время бизнес-игры нас охраняли свыше десятка прекрасно экипированных и вооруженных работников охраны. Как мне рассказали, они тоже готовят себе смену. Но делают это по понятным причинам конфиденциально - серьезная служба безопасности любит тишину.

ПАРТНЕРЫ

После первых же премьер «Притока» стало очевидно, что аэропорту нужны якорные партнеры среди российских вузов. Перебрали десятки. Далеко не все были готовы к стратегическому сотрудничеству с аэропортом. Кто не хотел – искал причину. Кто хотел – распахивал объятья. В результате естественного отбора «Домодедово» остановился на четырех учебных заведениях – РГГУ, РУДН, домодедовском колледже «Московия» и московским «Царицыно». Как вскоре выяснилось, эти вузы и колледжи ничуть не прогадали. Теперь абитуриенты рвутся к ним с прицелом попасть в перспективе в программу «Приток». Как говорится, и вузу хорошо, и порту приятно.

ПРОГРАММА БУДУЩЕГО

А «Приток» тем не менее бурлит, наполняется новыми смыслами, технологиями, идеями и перспективами. Он – один из ответов воздушной гавани новым вызовам современности и быстроменяющимся, постоянно усложняющимся условиям на рынке труда. На сегодняшний день участниками программы являются свыше 3000 школьников и студентов. Победители конкурсов будут привлечены к работе в аэропорту о время Чемпионата Мира по футболу.

Как сказал Александр Власов, «использование формата «WorldSkills» в авиации – это ноу-хау аэропорта, которое не имеет аналогов в мире, и с российским опытом во время таких бизнес-игр приезжают знакомиться многие международные эксперты».

За все годы существования «Притока» добровольно из программы еще никто не уходил. А вот рвутся в него многие. Оно и понятно – при катастрофическом дефиците в стране молодежных социальных лифтов попасть в один из них – все равно что выиграть в лотерею. Только в лотерее выигрывает один из тысячи, а здесь, как правило, выигрывают все участники. Потому что лотерея – это игра, а «Приток» – это система. Причем настроенная не на сиюминутный выигрыш, а на будущее – как самого аэропорта, так и тех, для кого он станет главным выбором своей судьбы.

Игорь Моисеев, фото автора
Домодедовское информагентство

Андреева Татьяна Владимировна, Моисеев Игорь Николаевич