Домодедово

Яндекс.Погода

вторник, 17 июля

ясно+22 °C

Онлайн трансляция

Шесть дней Страстной седмицы

03 апр. 2018 г., 20:26

Просмотры: 645


Православные жители городского округа Домодедово со 2 апреля 2018 года вступают в дни Страстной недели - особой духовной подготовки к празднику Светлого Христова Воскресения, который является главным торжеством церковного года.

Виктор Васнецов

ДОМОДЕДОВО, 3 апреля 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – С понедельника 2 апреля 2018 года для всех православных христиан началась Страстная Седмица – неделя, завершающаяся праздником Святой Пасхи, Светлым Христовым Воскресением.

Во всех храмах городского округа Домодедово пройдут богослужения, посвященные этим дням, которые в церковной традиции называются «Великими». Каждый из этих дней посвящен последним земным дням жизни Иисуса Христа, Его добровольному страданию и восшествию на Крест. На церковно-славянском языке слово «страсть» - означает «страдание». Отсюда и название предпасхальных дней - Страстная седмица.

Первый день Страстной седмицы – Великий Понедельник 2 апреля, так же как и Великий Вторник 3 апреля этой недели, – это воспоминание о последних проповедях Господа перед народом, после Его прихода в Иерусалим.

В Великую Среду 4 апреля Церковь будет вспоминать предательство Спасителя одним из Его учеников – Иудой Искариотом. В эти дни утром совершается литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий Четверг 5 апреля будет вспоминаться Тайная Вечеря – пасхальная трапеза Господа с учениками, на котором Он установил Таинство Евхаристии - Святое Причастие. На литургии, которая совершается утром, все православные христиане стараются причаститься. А вечером служится особое богослужение, в которое входят 12 отрывков из Евангелия, повествующих о Страстях Христовых. В прежние времена именно к Великому Четвергу заканчивалась всякая уборка в домах христиан. Просто для того, чтобы ничто не отвлекало верующих от молитвенной сосредоточенности дней грядущих. А потому, второе название этого дня – Чистый Четверг.

Великая Пятница 6 апреля – является самым скорбным днем церковного года. На богослужении Церковь вспоминает о страданиях Христа и Его крестной смерти. Вечером этого дня в храмах совершается служба Погребения Христа и на середину храмов для поклонения православных христиан выносятся Плащаницы, с изображениями покоящегося во гробе Спасителя.

В Великую Субботу 7 апреля православные будут вспоминать о пребывании тела Иисуса Христа во гробе и о том, что душою Он сошел в ад, чтобы вывести оттуда в Царствие Небесное ветхозаветных праведников. На Страстную Субботу в этом году выпал праздник Благовещения – церковное вспоминание о явлении архангела Гавриила Деве Марии с вестью о грядущем Рождестве Богомладенца Христа.

После окончания литургии, в Великую субботу во всех храмах России освящают пасхальную трапезу – пасхи, крашеные яйца и куличи. Этот обычай возник уже в советское время, когда всячески воспрещалось посещение ночной пасхальной службы и люди пытались хоть как-то прикоснуться к торжеству этого дня. Во всех остальных православных странах пасхальная трапеза благословляется уже после ночной Пасхальной литургии. Так и у нас: тот, кто не успел освятить пасхальную трапезу в субботу, может это сделать после пасхальной ночной службы или в любой день на неделе после Пасхи.

О драматических событиях в Иерусалиме весной 30 года н э рассказывают все четыре евангелиста. Картина отчасти дополняется письмами апостолов – посланиями, написанными в ближайшие годы после Воскресения Христова.

С Великого понедельника – по Великую среду

После воскрешения праведного Лазаря и торжественного въезда Христа в Иерусалим, обстановка в столице Иудеи была накалена до придела. Предпраздничный город гудел от слухов, ситуация в нем грозила бунтом. Власть утвердилась в намерении любыми путями устранить галилейского Проповедника, Которого видела главным Возмутителем общественного спокойствия. Но Иисус, казалось, не обращал на сгущавшиеся тучи никакого внимания. В течении первых трех дней Он проповедует в Иерусалимском храме, собирая толпы народа. Его слова, как всегда о любви к Богу, о вере и надежде. Он легко отвечает на каверзные вопросы провокаторов.

Один из таких вопросов словно приоткрывает суть того, как в дальнейшем против Иисуса будет построено обвинение: «Позволено ли платить налоги кесарю?». Ответишь «не позволено» - схватят как бунтовщика против Рима, если ответом станет «позволено» - то встанешь на сторону оккупантов. Ответ Христа поразителен. Он просит принести золотую монету, которой в Рим платили налоги. На ней отчеканено изображение кесаря. «Отдавайте кесарю – кесарево, - сказал Иисус, - а Божье отдайте Богу». Обескураженным провокаторам осталось только скрыться в толпе.

Но после бесчисленных нападок, наконец, Он словно не выдерживает и «дает бой» узко национальной гордыне и лицемерию религиозных вождей. Как гром грохочет над Иерусалимом Его знаменитое семикратное «Горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры». Эти слова бьют по ханжеству и лжи иудейской религиозной верхушки словно бич. В течении последующих двух тысяч лет гром этих слов будет греметь над всяким религиозным фарисейством, узколобым фанатизмом и лицемерием. Любящему Богу не нужны бесчисленные кровавые жертвы, не нужна ложь и корысть, прикрытые благостной риторикой. Ему нужно лишь открытое сердце, милосердие к ближним и искренняя ответная любовь человека. Кажется, что обрушившись на религиозных вождей Израиля, Иисус отрезает все возможные пути к какой-либо договоренности с властью. Единственный выход – призвать народ к восстанию, но именно этот клич Он не бросает в толпу. Его Царство – не от мира сего…

Власти лишь ждут, когда вокруг Христа будет мало народа, что бы расправиться с Ним. Многие из тех, кто следовал за Ним из Галилеи с испугом бегут прочь. Даже ученики в растерянности, они не знают, как реагировать на слова Учителя…

Именно в этот момент один из двенадцати ближайших апостолов Христа – Иуда Искариот приходит к первосвященникам и предлагает свою помощь в аресте Учителя. Главной движущей силой этого поступка стала корысть. «Если Наставника, - размышляет Иуда, - неминуемо арестуют, значит надо на этом заработать». К разочарованию Иуды, власти предлагают ему за помощь смешные деньги – цену сезонного рабочего, как бы мы сейчас сказали «гастарбайтера». Но он берет их. Эти 30 сребреников станут для последующих веков синонимом предательства и человеческой низости. Так заканчивается день, который потомки назовут Страстной Средой.

Великий четверг

 В ночь со среды на четверг Иерусалим спит. Лишь в маленькой горнице на окраине иудейской столицы зажжены светильники. Вокруг стола в молчании сидят Двенадцать. «Один из вас, - вдруг говорит Христос, - предаст Меня». Ученики с ужасом переглядываются, звучат испуганные вопросы: «Не я ли?» Вдруг Иуда стремительно встает со своего места и скрывается в темноте распахнутой двери.

Не спят и члены Верховного иудейского суда - Синедриона. Религиозные вожди тщательно готовят операцию по аресту галилейского Пророка. Во дворе специально подготовленное воинское подразделение ждет приказа…Иисус разламывает хлеб и дает его апостолам: «Примите, вкусите! Это – Тело Мое…». И подает Чашу: «Пейте от Нее все. Это Кровь Моя – Нового Завета…». И сколько не прошло бы после Тайной Вечери веков и тысячелетий, Церковь на литургии Великого Четверга, на каждой литургии не просто вспоминает о происшедшем некогда событии.

Нет, христиане оказываются в той самой Сионской горнице и участвуют в той самой трапезе, получая из рук Спасителя эту Тайну, эту причастность Самому Христу.

«Да не смущается сердце ваше... – тихо говорит Христос. - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». В ближайшие несколько часов станет ясно – как Он возлюбил каждого человека…

С пением пасхального псалма, апостолы один за другим покидают дом. Иисус идет в масличный Гефсиманский сад. Там в тишине Он молится. Молится так, что по словам одного из евангелистов, кровавый пот проступает у Него на челе. А ученики, сморенные усталостью, спят. Лишь трое из них, превозмогая усталость, сквозь забытье слышат Его голос: «Авва, Отче!... Пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты...»

Между тем отряд стражников уже близко. Впереди в свете факелов - Иуда: «Кого я поцелую. Того и берите». Воины идут между деревьями и окружают спящих апостолов и молящегося Иисуса. Предатель бросается ко Христу и целует Его: «Здравствуй, Равви!» «Друг, - спокойно отвечает Христос, - поцелуем ли предаешь Сына Человеческого?»

Очнувшийся Петр бросается вперед с мечом. Но связанный Учитель не хочет кровопролития. «Теперь ваше время и власть тьмы», - бросает Он страже. И ученики, объятые ужасом, разбегаются куда глаза глядят… В каждом храме, на вечерней службе «Двенадцати евангелий» будет звучать этот страшный рассказ очевидцев о предательстве Иуды, взятии Христа под стражу; о страшной ночи, в которую произойдет троекратное отречение Петра. Рассказ об издевательствах челяди над Узником и допросе первосвященника Кайафы. И после каждого из двенадцати евангельских отрывков хор вместе с молящимися в храме будет горько восклицать: «Слава Страстям Твоим, Господи!»

Великая пятница

А потом настает утро пятницы. Прокуратор Иудеи, назло религиозным фанатикам готов отпустить Узника. Что ему за дело до внутренних иудейских распрей? Он допрашивает Задержанного и слышит: «Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине». Пилат лишь усмехается: "Что есть истина?" Он не верит в то, что перед ним - Истина, Путь и Вечная Жизнь. Он видит избитого Философа. Его вера – это власть золота. Его путь – в лязге мечей римских легионов. Его жизнь – в милости императора, которая Пилату дороже всех истин на свете. А потому, когда обвинители говорят, что этот Назарянин выдает Себя за Царя Иудейского, он умывает руки. Ибо в его представлении нет и не может быть никакого Царя – кроме «божественного» кесаря.

Христа подвергают бичеванию. А затем предают мучительной казни, предназначенной для рабов – распятию на Кресте. Ученики прячутся – кто где. Для них приговор, вынесенный Учителю – катастрофа и конец всем надеждам. Над головой Распятого издевательская надпись: «Иисус Назарянин – Царь Иудейский». В одиночестве, с высоты Креста встречает Он надвигающийся мрак. Согласно повествованию евангелистов, содрогаются небо и земля. Солнце скрыло свой лик, и темнота покрыла Голгофский холм. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. А вокруг Него лишь глумящаяся толпа, которая всего несколько дней назад кричала Ему «Осанна!». Через три часа мучительной агонии Христос умирает. Умирает вместе со всеми пережившими муки и смерть, разделяя с каждым из людей последний ужас конца...

Лишь римскому сотнику Лонгину, в самый последний момент приоткрывается нечто. Он видит то, что невозможно передать никакими словами… И этот видавший виды солдат восклицает: «Истинно, что Сей Человек – Сын Бога». В Великую Пятницу Литургию не служат. Так Церковь встречает скорбь смерти Спасителя мира.

Римский закон не мстил мертвым. Поэтому Пилат охотно дал разрешение двум богатым иудеям – Иосифу из города Аримофеи и фарисею Никодиму – похоронить Казненного до наступления времени субботнего покоя. Спешно совершив положенные молитвы, они завернули тело Иисуса в плащаницу, пропитанную восточными ароматами, и, положив в пещерной гробнице, завалили ее камнем. Духовные власти, словно продолжая бояться Иисуса, в тот же вечер приставили к гробнице стражу и опечатали ее. Иерусалим погружался в ночь…

В память об этих событиях, во всех православных храмах в вечер Великой Пятницы совершается служба Погребения Спасителя. В конце службы под скорбное пение священники выносят из церкви Плащаницу с изображением лежащего во гробе Христа и медленно обносят ее вокруг храма. Этот момент запечатлен в известном стихотворении Бориса Пастернака "На Страстной".

Великая суббота

Великая Пятница закончилась катастрофой. Вместе с убитым Учителем ученики похоронили все свои надежды и чаяния. Они до конца не хотели расставаться с прежними мечтами. Тем более страшным было их отчаяние: «Мы думали, что Он Тот, Кто избавит Израиля...». Но вместо царской короны на Него был надет терновый венец, а вместо царского престола - Ему был уготован позорный Крест. Как поторопились они делить места у Его трона!..

Все четыре евангелиста умалчивают о том, что было передумано и пережито апостолами в страшный день после Распятия. Но само их молчание красноречивей всяких слов.

Церковь не заостряет внимание верующих на отчаянии апостолов. Зато в поэтических произведениях, которые поются и читаются в Великую субботу, говорит о другой тайне – тайне сошествия Богочеловека во ад. После драмы Грехопадения бесчисленные поколения людей оказались оторваны от Бога. Для каждого, жившего до Христа, было просто невозможно предстать перед Ликом Бога-Отца, Который Весь – Свет, Любовь и Правда. При такой встрече все пустое и наносное в человеческой душе просто бы выгорело, не оставив от души, от человеческой личности ничего, кроме пепла. Поэтому, если хотите, ад – это не просто «место» оторванности от Бога, но и возможность сохранения личности в целостности. И вот теперь, в эту «долину смертной тени» сходит Богочеловек Христос. Как Человек – Он идет путем всех людей. Как Бог – Он Небесным Светом озаряет все вокруг Себя. Он делает находящихся во аде – причастными Себе. И выводит их к Свету Своего Отца. Ад не в силах удержать Христа. Нет больше пропасти между Творцом и творением.

В ночь с субботы на тот день недели, который потом назовут воскресением, у опечатанного гроба дремлет стража. В своих домах спят первосвященники, осудившие на смерть Невиновного. Спит Пилат, допустивший ради личной выгоды беззаконие. Внезапно от подземного гула сотрясается Голгофский холм. С грохотом отваливается надгробный камень. Блеск, ярче вспышки молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. Очнувшиеся стражи в ужасе бегут. Сошедший в средоточие мрака смерти Христос возвращается назад к Жизни. До дна осушивший горькую чашу сынов человеческих, Он возносится над Иерусалимом и Пилатом, над Кайафой и блюстителями Закона, над страданием и самой смертью. Он - Воскрес…

Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ