Домодедово

Яндекс.Погода

вторник, 14 августа

облачно с прояснениями+23 °C

Онлайн трансляция

Отец Тихон поддерживает инициативу об установке памятника Алипию в Домодедово: «Его жизнь пример всем нам»

30 янв. 2017 г., 9:09

Просмотры: 1206


У коллектива редакции "Домодедовских вестей", выдвинувшего инициативу об установке памятка нашему великому земляку отцу Алипию (Ивану Воронову) в Домодедово были свои представления о памятнике, но мы решили, что первым выразить мнение о том, каким должен быть памятник отцу Алипию, по праву имеет архимандрит Тихон – очевидец жизни отца Алипия, автор книги о нем и продолжатель дела Великого Наместника. Об этом мы и спросили его.

Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря отец Тихон беседует с заместителем главного редактора газеты «Домодедовские вести» Михаилом Панферовым.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре сотрудник редакции пообщался с его наместником отцом Тихоном и обсудил проект памятника нашему земляку отцу Алипию (Ивану Воронову). Отец Тихон рассказал о некоторых интересных подробностях жизни отца Алипия и поддержал инициативу "Домодедовских Вестей" увековечить память его предшественника.

Узнав о нашем приезде, нынешний наместник архимандрит Тихон пригласил нас на беседу. Необходимо сказать о том, что еще 14 ноября прошлого года в ответ на наше обращение с инициативой по установке памятника отцу Алипию на домодедовской земле архимандрит Тихон откликнулся незамедлительно. Мы получили посылку с книгами об отце Алипии и письмо с поддержкой нашего начинания от наместника Тихона и братии. Слова архимандрита Тихона, его поддержка особенно ценны и весомы тем, что он лично знал Великого Наместника, замечательного сына домодедовской земли отца Алипия.

Непосвященному человеку монастырь представляется неким закрытым учреждением. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Монастыри открыты для всех. Они, являясь духовными центрами, принимают и зевак, страдающих от скуки, и туристов, интересующихся архитектурой, но больше паломников, целенаправленно пришедших помолиться, исповедаться, спросить совета у старцев. Монахи проводят экскурсии, разъясняют историю и обители, и страны, они подготовлены по формуле «лучше не бывает». Они тратят массу времени и сил на обслуживание гостей, и – самое удивительное – там не встретишь даже намека на раздражение, как в ближайшем магазине, все делается приветливо и учтиво, очень душевно и разумно. Псково-Печерский монастырь в пиковые праздничные дни способен принять до десяти тысяч туристов и паломников, для сравнения – в самом городке Печоры живет столько же.

Наместник с 1995 года Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон является одним из двух служителей монастыря, которые помнят отца Алипия при его жизни. Он в детстве приезжал в обитель и общался с наместником Алипием, который помогал многодетной семье юноши словом и средствами, наставлял и благословлял, беседовал. Отец Тихон, еще не будучи монахом, крепко усвоил уроки наместника Алипия, видел его жизнелюбие, участие в судьбе людей, его принципы служения и жизни.

На посту наместника монастыря архимандрит Тихон продолжил деятельность своего предшественника и наставника по укреплению старчества и паломничества. Он написал более десяти книг о монастыре и его служителях, в том числе и об отце Алипии. Отец Тихон добился открытия Паломнического центра. Представьте, воинскую часть перевели из Печор в 1999 году. 12 лет весь бывший воинский городок стоял без присмотра, все разрушалось. Понадобились обращения к патриарху, премьер-министру, президенту.

И, наконец, в 2012 году территорию воинской части передали монастырю под Паломнический центр, но с 80-процентным коэффициентом износа. Но это не смутило священнослужителей. Отец Тихон за 2–3 года сумел организовать масштабные работы по восстановлению зданий и территории. Паломнический центр вскоре заработал, он принимает тысячи паломников, является могучим подспорьем монастырю в его духовной миссии. Также на территории Паломнического центра в прошлом году были установлены, вернее, открыты памятники-бюсты великим служителям Православия. В этом славном ряду и бюст отцу Алипию.

...Наместник Тихон смотрел на нас благожелательно, всепонимающим, проницательным взглядом. Слушал, не перебивая, отвечал емко. Только потом мы сообразили, что он легко читал наши мысли. Задашь вопрос, а получаешь ответ на него и еще на три следующих, которые вертятся на языке, – он их просто предвидел. И задавать их уже не было смысла. Мы попросили еще раз оценить нашу инициативу об установке памятника отцу Алипию в городе Домодедово. Архимандрит Тихон ответил, что он всемерно поддерживает доброе начинание, считает его важным для всего округа Домодедово.

У нас были свои представления о памятнике, но мы решили, что первым выразить мнение о том, каким должен быть памятник отцу Алипию, по праву имеет архимандрит Тихон – очевидец жизни отца Алипия, автор книги о нем и продолжатель дела Великого Наместника. Об этом мы и спросили его.

– Отец Тихон, инициатива об установке памятника находится на начальном этапе. Готовится проект. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как должен выглядеть памятник отцу Алипию, каким вы видите его образ? Воображение, основанное на просмотре множества фотографий отца Алипия, подсказывает образ человека-воина с грозными молниями во взгляде и – одновременно – духовного пастыря с добрыми глазами. Несоединимые вещи умел соединить отец Алипий. Тем и велик?

– Я помню отца Алипия всегда с одухотворенным лицом, живым и полным мысли. Сумеет ли скульптор передать такое выражение – хотелось бы, чтоб сумел. Но это зависит от таланта. А общий вид… Поскольку отец Алипий основную часть жизни провел в служении Богу и людям, то он, по моему мнению, однозначно должен быть с крестом. И еще с посохом. При жизни отец Алипий почти всегда ходил с ним. Это не просто так, не только для удобства в пути. Посох означает пастырское служение, ответственность перед Богом и миром за всех окружающих людей. Если памятник отцу Алипию будет с посохом, то считайте, что он осенит своей духовной мощью жителей всего вашего района или округа, возьмет ответственность за всех и поможет.

Но и боевые ордена желательно показать – воинские труды по защите своего Отечества являются святым подвигом. Есть возможность изобразить армейский китель с орденами и медалями, а поверх накинутую церковную мантию – может быть и так. Или можно на постаменте рельефно выбить ордена. Пусть художники подумают.

– Отец Тихон, всем известны подвижнические  многоплановые  труды отца Алипия. Прямые обязанности по ведению духовного воспитания своей братии и прихожан, управленческие и хозяйственные дела и так предполагают полную занятость. Он же по своей воле руководил иконописной мастерской, сам реставрировал иконы, фрески, писал статьи и книги. Составление смет, проектов, планов… А сколько было побочных дел: необходимость часто общаться с властями всех уровней для отстаивания интересов монастыря, прием высоких гостей, и желанных и нежеланных, делегаций, в том числе иностранных, беседы с простыми паломниками, собственноручные ответы простым пером, без всяких компьютеров, на обращения людей со всей страны. В чем черпал силы отец Алипий, как переносил удары судьбы?

– Его жизнь – пример всем нам. Он своим многотрудным разнонаправленным служением вдохновлял окружающих, все видели, что у них есть безоговорочный предводитель и пастырь. Силы черпал в молитве. Удары судьбы переносил стойко, это характер. Но в свои переживания никого не допускал, переносил один. Его даже собирались по сговору серьезных рецидивистов с келейником ограбить, возможно, убить. Случайность, а вернее, Провидение спасло наместника.

Мало кто знает о еще одном громадном и нелепом испытании, выпавшем на долю отца Алипия. В 1959 году отец Алипий переезжал из Троице-Сергиевой лавры в Печоры. У него было много багажа: около тысячи картин, зарисовок, набросков, предметов искусства еще с войны. К ним добавились работы художника за девять лет в лавре. Это все в чемодане не увезешь. Он заказал два контейнера, тогда еще деревянных, и отправил ценный груз по железной дороге. И контейнеры в пути затерялись. Поиски результатов не дали. Наверное, их уничтожили через несколько месяцев как груз, неизвестно чей. Было тогда такое правило. Представьте утрату для творческого человека всех своих произведений! Остались только работы, ранее попавшие в несколько музеев и подаренные друзьям и близким. Но утрата не сломила отца Алипия, он продолжил создавать новые произведения.

В конце беседы архимандрит Тихон рассказал невыдуманную историю из жизни отца Алипия. В середине 60-х годов в ночь после банкета в честь выпуска группа молодых лейтенантов, подвыпив, пошла ночью на штурм Псково-Печерского монастыря с целью проучить «мракобесов-монахов». Они стали выбивать ворота бревном, словно дикари из древних веков. Отец Алипий надел свой армейский китель, сверху накинул рясу, вышел к воротам и велел послушнику открыть их. Разгоряченные офицеры ворвались внутрь, окружили наместника, уже потянулись руки к нему... Тут отец Алипий скинул рясу и остался в кителе с боевыми орденами и медалями. Офицеры застыли как вкопанные. Наместник грозно потребовал подчиниться и следовать за ним. Магия орденов и медалей, почитание фронтовиков сделали свое дело, молодые военные поплелись за наместником.

Бюст отцу Алипию на территории Паломнического центра в городе Печоры

Но отец Алипий и мысли не держал отомстить юным офицерам, пригласил в дом наместника, угостил незадачливых штурмовиков ужином, расспросил об их жизни, рассказал о своих фронтовых буднях, о жизни в обители, провел по храмам монастыря. К утру покинули монастырь с десяток серьезно просветленных душ.

Архимандрит Тихон закончил рассказ и удалился по своим многотрудным делам, благословив нас. А мы, окрепнув духом, продолжили путь по монастырю – жемчужине русской земли, поднятой из руин и забвения во многом верой, силой и руками домодедовца отца Алипия.

Продолжение рассказа о жизни и деяниях Ивана Михайловича Воронова (отца Алипия) воспоследует.

Михаил Панферов,
Фото – Татьяна Дубровина

Михаил Иванович ПАНФЕРОВ