Домодедово

Яндекс.Погода

воскресенье, 18 ноября

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Возрожденные святыни: Никольский храм в селе Лямцино

13 мая 2018 г., 15:00

Просмотры: 532


Одним из притягательных культурных адресов Домодедово является церковь Николая Чудотворца в селе Лямцино, причем по двум причинам: древности храма и его новейшей истории

Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО

ДОМОДЕДОВО, 11 мая 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Многие люди стремятся в столицу и древние города, например, по Золотому кольцу с целью увидеть культурные ценности, в основном православные монастыри и храмы. А ведь в Домодедово есть места очень популярные не только у жителей округа, но и соседних районов, Москвы и некоторых областей.

Союз во имя жизни
Мы внутри Никольского храма. Будний день, службы нет, несколько человек занимаются хозяйственными делами, по любопытству заглянула парочка с улицы. Настоятель церкви отец Александр показывает святыни храма и рассказывает истории с завораживающими сюжетами:

– Ценности из нашей церкви стали экспроприировать еще в двадцатых годах прошлого века. А в 1937 году ее совсем закрыли. При последнем разграблении чиновники и красноармейцы содрали утварь и иконы, насколько достали снизу. Видимо, спешили, и чтобы не оставлять верующим ничего, подожгли здание внутри. Но только они ушли, местные жители бросились спасать ценности. Что-то сгорело. Другое просто опалило. Посмотрите, вот икона «Тайная вечеря». Она располагалась над вратами центрального иконостаса, огонь ее немного задел. Край обгорел, но – удивительное дело – все лики апостолов остались целыми и светлыми, только у Иуды голова почернела…

Добавим от себя: икона, спасенная прихожанами в 1937 году, вернулась в восстановленный храм много лет спустя. Но расположена она на правой стене, ориентируясь от входа, поскольку почти все стены четверика и купол расписаны фресками.

Отец Александр продолжает:

– Также уцелела икона Николая Чудотворца, во имя которого и названа наша церковь. Спасла ее тогда молодая женщина, верующая. Принесла домой и спрятала за поленницей дров на крыльце. Икону потом искали и милиция, и муж-атеист. Грозился: «Найду – изрублю». Женщина следила, чтобы уровень колотых дров был высоким и прикрывал икону, постоянно пополняла ряд поленьями со двора. Муж удивлялся: мол, ты чего каждый день дрова таскаешь, я, что ли, не принесу? Отвечала: надо порядок соблюдать, вдруг тебя в командировку отправят, вот я сама привыкаю. И так она поступала много лет…

В начале нулевых годов, когда реставрация церкви приближалась к завершению, пришла та прежняя молодая женщина, с годами ставшая старушкой, и сказала: «Забирайте икону». Послали одного мужчину, он с трудом поднял больших размеров образ Святителя в тяжелом окладе и понес. Пока шел, его стали сопровождать несколько человек из села – чем ближе к церкви, тем больше становилось попутчиков. Получился своеобразный крестный ход. Вот так святыня через 60 лет вернулась в свой храм.

Отец Александр рассказывает очень увлеченно, помнит мельчайшие детали:

– Посмотрите на образ Божией матери «Всецарица». Ее два года назад написала известный иконописец Ольга Гоник. Ее работы есть в иерусалимском православном храме Александра Невского, несколько икон побывало в космосе на орбитальной станции, теперь они находятся в церкви на космодроме Байконур. Так вот, онкологи поставили Ольге Гоник неутешительный диагноз, а она решила: что успею – сделаю. И написала для нашего храма икону «Всецарица». В середине изображен большой образ Богоматери в окружении святых. В православных храмах всего мира именно Богоматери и этим святым молятся о даровании здоровья, в первую очередь об исцелении от онкологических заболеваний.

Добавим, что молитвы и искусство врачей помогли Ольге Гоник, болезнь отступила. И в храме появилась еще одна ее икона, также написанная с высочайшим мастерством. Перед ней молятся те, кто просит помощи в деторождении.

Отдельно стоит сказать, что настоятель Никольской церкви с 1910 года до его закрытия в 1937 году Иван Николаевич Воскресенский был арестован и сослан, свои земные дни он окончил в селе Крутец-Леоново во Владимирской области, там и похоронен. Силами отца Александра и прихожан Никольского храма могила Воскресенского была приведена в порядок, на могиле протоиерея (с супругой) поставлен каменный крест.

Разрушенный мемориал
О древности Никольской церкви судят по общепринятому правилу – по дате первого письменного упоминания. В служебных записях Чудова монастыря, который действовал в Московском Кремле, упоминается, что Никольский храм существовал еще в 1534 году. Тогдашний владелец Лямцино Иван Семенов завещал село Чудову монастырю, и оно на два века стало его подворьем. Мы понимаем – церковь древнее ранее упомянутого срока, но правило есть правило, ведь неизвестна точная дата ее первоначального возведения.

Церковь была деревянной, почти через двести лет, точнее в 1715 году, было построено новое здание, тоже деревянное. От непогашенной кем-то свечи она сгорела в конце XVIII века. Не сразу, но на пепелище построили новую церковь, уже белокаменную. О размахе строительства говорит и такой факт: самый большой из 4 колоколов весил более трех тонн. Освятили храм 18 декабря 1793 года. Часть именно этих стен сохранилась до наших дней.

В первые годы советской власти церковь планомерно грабили, экспроприировали для нужд страны серебряные оклады и прочую утварь. А в 1937 году церковь добили совсем. Колокола сбросили, уцелевшие разбили на земле, большинство икон вывезли. В алтарной части устроили склад химикатов. Даже примыкавшее кладбище срыли. Настоятель отец Иоанн (Воскресенский) и дьякон были арестованы и сосланы…

Время шло, за церковными постройками никто не следил. Часть стен была разобраны и увезена ушлыми людьми. В 50-60-х годах прошлого века от некогда солидного храма с богатой утварью остался расползающийся четверик без алтаря и притвора и полуразрушенный придел. И именно в то время лямцинской церкви будто в насмешку присвоили статус «памятника архитектуры республиканского значения». Но никаких восстановительных работ не проводилось.

Возникает вопрос: а почему до конца не сносили храм, не расчищали место? Ведь руины никак не украшали центр села, и убрать их не составляло большого труда. Наиболее убедительный ответ дал наместник Сретенского монастыря епископ Тихон (Шевкунов), когда писал о Дивеевской обители: «Власти не стали уничтожать монастырь до конца. Они оставили развалины как мемориал своей победы, памятник вечного порабощения Церкви…». Эти слова, увы, верны и в отношении десятков тысяч храмов по всей стране, и лямцинского тоже. Но свершилось исторически неизбежное: нелепый мемориал в последние годы разрушен парадоксальным образом – восстановлением многих святынь.

Возрождать и приращивать
Все кардинальные изменения в лямцинской церкви начались лишь в 1994 году, когда ее передали Домодедовскому благочинию и был назначен настоятель – отец Александр Трушин. Службы начались немедленно, несмотря на отсутствие отопления и элементарных условий. Окна затянули полиэтиленовой пленкой, дыры в стенах – рубероидом…

DSC00558_.jpg

Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО

Судя по выполненному объему работ, настоятель по-хорошему максималист. Ну какая стояла перед ним задача в 1994 году? Начать службы и по мере сил восстанавливать храм. Он вспомнил, какие у многих были мысли: что тут сохранилось? Снести надо остатки и возвести новое здание. Но возобладала здравая идея – сберечь намоленные стены, насколько возможно. Но реконструкция, тем более реставрация, в разы сложнее и дороже нового строительства. В Лямцино справились. По специальной технологии укрепили контур четверика, фундаменты. Реставрировали придел в честь Кирилла Белозерского. На куполах возвели маковки с позолоченными крестами, замостили дорожки, разбили клумбы, обнесли территорию оградой. А алтарную часть и колокольню пришлось возводить с нуля. Освящен храм был 31 июля 2006 года.

Помогали, видя искреннюю цель священнослужителей, многие люди. Случайно заглянул известный московский иконописец Владислав Соколов… и взялся безвозмездно расписывать фресками храм. Причем штукатурку и краски готовили по старинным рецептам, скупали по всей округе яйца, а школьники помогали отделять желтки от белков…

Церковь – это жизнь
Новейшую историю храма Николая Чудотворца можно охарактеризовать словами: энергия, энергия и еще раз энергия – благодаря настоятелю протоиерею Александру Трушину и его помощникам. Всего два года назад было достроено здание воскресной школы. Оно достаточно вместительное для сельской церкви. И его поделили пополам. На первом этаже, тоже состоящем из двух частей, под руководством Ольги Лялиной действует сама воскресная школа для детей и взрослых и работает спортзал.

Никольский храм, Лямцино. Воскресная школа

Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО

Почему спортзал? Отец Александр, по образованию педагог, объясняет, что подросткам необходимо движение, выплеск энергии. В будние дни дважды в неделю действует секция фитнеса под руководством квалифицированных тренеров. На неделе дети занимаются спортом, по воскресным дням изучают основы православия. Воскресная школа открыта также и для взрослых – наивно думать, что они все знают и умеют. А еще действует кружок кройки и шитья. Ведет его профессиональная закройщица Елена Лаврухина, она же служит в церковной лавке. Вначале кружок планировался только для детей, но ситуация по-хорошему вырвалась из-под контроля. Вдруг к шитью проявили интерес и взрослые женщины, пришлось давать уроки и им. Считанные недели назад по четвергам начал занятия детский хор. А еще при храме ведет прием врач-кардиолог. Также есть вольер с птицами нашей средней полосы.

Удивительна продуманность всей многоплановой жизни храма и нестандартный подход к делу. В селе трудно собрать на занятия воскресной школы детей одного возраста. Приходят и дошколята, и старшеклассники. Немаловажная «мелочь»: чтобы всем было удобно сидеть за столами, стулья закуплены с регулируемой высотой ножек. По стенам висят информационные стенды. Например, на одном из них размещены красочные фотографии с празднования Пасхи в Англии, Бельгии, Германии, США и других странах. Дети не должны думать, комментирует отец Александр, что этот праздник проводится только у нас…

А еще настоятель Никольского храма протоиерей Александр Трушин является членом Епархиального отдела по делам молодежи Домодедовского благочиния. Он проводит встречи в школах и детских садах, в частности в «Березке» и «Ромашке» в микрорайоне Авиационный. И не только с детьми, но и с воспитателями. Также два раза в месяц отец Александр ведет передачу «Новости Домодедовского благочиния» на муниципальном телевидении…

Спрашиваем у отца Александра, не трудно ли вести столь разностороннюю работу?

– Церковь – это жизнь, – формулирует настоятель. – У нас всегда люди, бывает, дети ключи забудут и ожидать родителей с работы идут к нам. Многие просто заходят, ведь в Лямцино гулять особо негде, другие встречи здесь назначают. Мы должны быть максимально полезны людям, особенно в сельской местности.

Куликово поле и Пальмира
По деревянной лестнице отец Александр ведет нас на второй этаж, где расположен музей «Церковь и Армия. Союз во имя жизни». Спрашиваем: почему такая специализация?

Отец Александр отвечает:

– Началось с того, что наши современные прихожане, бывшие участниками боев в горячих точках, временами приносили свою форму, фотографии, другие армейские вещи и просили показать это людям. Сказалось желание не оставлять при себе все переживания, а познакомить с этой стороной жизни других людей, особенно детей. Мы такое желание поддержали – ведь подросткам и юношам военная тема всегда интересна. Стали собирать экспонаты, устраивать выставки и вдруг выяснилось, что всем людям важна военная история во всей полноте. Мы подумали: почему бы не показать роль Церкви в защите Отечества, она всегда была с армией едина. Эта тема долгое время была под запретом, пришла пора отдать дань уважения героям в армейской форме и в одеждах духовенства.

Начинается музей с двух фигур в натуральную величину. Монах Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву. Дизайнер музея Галина Шалыгина строжайшим образом следит за тем, чтобы все атрибуты соответствовали эпохам. Князь – напомним, это было в далеком 1380 году – предстает в обычной боярской одежде, в кольчуге, только накидка у него типа армейской плащ-палатки, красного цвета, это символ верховной власти. А у святого Сергия лапти из… Давайте дружно воскликнем – из липового лыка! Ан нет, оказывается, на месте современного Подмосковья лапти плели в основном из бересты. У ног исторических персонажей лежит лук со стрелами, меч, шлем. Отец Александр поясняет: детям все интересно пощупать, потрогать. Поэтому многие экспонаты открыты и доступны, разрешено их брать в руки и рассматривать вблизи. Разве что документы, мелкие предметы, медали находятся за стеклом, и то с целью, чтобы не перепутались на полках.

Люди старшего поколения прилежно учили историю и основные вехи помнят неплохо. Например, Куликовская битва по традициям XIV века началась поединком богатырей. Хрестоматийно известно, что русский воин-монах Пересвет и монгол Челубей, разогнав коней, одновременно пронзили друг друга («враг врага») копьями насмерть. В музее можно узнать некоторые подробности того боя. Татарин Челубей был огромного сложения, обладал неимоверной силой, ранее он победил в трехстах поединках. И копье у него было на метр длиннее, чем у самых могучих соперников. Пересвет, бывший воин, ставший монахом и благословленный Сергием Радонежским на битву, понимал: шансы на победу невелики, и решил, говоря современным языком, обеспечить в поединке хотя бы твердую ничью.

Щиты того времени не выдерживали ударов копья. Пересвет вдобавок снял кольчугу, другие доспехи и остался лишь в легкой одежде. Он сознательно шел на гибель, но рассчитывал и на поражение врага. Бешеная скачка закончилась тем, что копье Челубея пронзило Пересвета на долю секунды раньше, но инерции движения хватило, чтобы оружие русского воина тоже достало противника. Челубей был сбит на землю, а глубоко увязшее копье монгола сломалось у тела Пересвета. Он удержался в седле, и конь привез героя к своим. Тактика самопожертвования ради Отечества позволила русскому богатырю одержать победу. Монголы были поражены, они посчитали, что Пересвет остался жив, и, по преданию, тогда они впервые воскликнули: «Русские боги непобедимы!».

Разделы музея логичны, после эпохи Куликова поля посетители могут ознакомиться с экспонатами Смутного времени, 1812 года, русско-японской войны 1905 года, Первой и Второй мировой, недавних локальных войн и конфликтов, горячих точек. За два года, изначально задуманный для подростков, музей стал полноценным для всех возрастов. Сюда приезжают и ветераны, не только из округа Домодедово, но и из Москвы, других городов и областей.

DSC00585_.jpg

Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО

Откуда что берется? Секрет прост: надо обладать живым интересом к делу, обаянием, и мир, то есть, общество, поможет. Люди бескорыстно передают сохранившиеся артефакты, искатели из новгородской земли прислали найденные патроны, автоматы, фляги и другие вещи времен Второй мировой. В музее даже есть камень из древней сирийской Пальмиры, его привезли наши саперы, совсем недавно разминировавшие исторический город.

Много в музее и настоящей армейской формы, есть специально изготовленные фигурки с реальным обмундированием. Отец Александр иронично объясняет: насмотрятся дети мультиков и думают, что наши исторические воины были в шлемах с рогами, в пузатых панцирях, так пусть видят истинную одежду и амуницию.

А отец Александр как экскурсовод уникален. Кажется, он знает всю историю России. Приводит массу фактов, цифр, деталей. О любом экспонате может рассказывать часами, и скучно не будет. Особенно он заботится о том, чтобы верные знания получало молодое поколение. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, экспозиции перемещаются – все в движении.

Заниматься тематикой «Армия и Церковь» Никольскому храму, как говорится, сам Бог велел. В начале восемнадцатого века служил священником Екатерининского гренадерского полка Лукиан Иоаннов Товаркин. Когда на Россию напали наполеоновские орды, священник вместе с полком сражался на Бородинском поле, при Тарутино, Бауцене и дошел до Парижа. Участвовал в победном военном параде на Елисейских полях. За ревностную службу и бесстрашие отец Лукиан был удостоен императором Александром I боевых наград, в числе других медалью «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». И именно ему довелось быть настоятелем лямцинского храма Николая Чудотворца 17 лет, с 1822 по 1839 год.

Медаль.jpg

Пересвет двадцатого века
Побывать в военном музее «Церковь и Армия. Союз во имя жизни» при Никольской церкви сотрудникам «Домодедовских вестей» было интересно вдвойне. Как известно, наша газета в последние годы опубликовала много материалов об Иване Михайловиче Воронове. Он родился и детство провел в деревне Торчиха, служил в Красной Армии, работал на военном заводе, в годы Отечественной войны прошел от Москвы до Берлина и освобождал Прагу. По совокупности около десяти лет он отдал защите Родины. Награжден боевыми орденами и медалями. Позже принял монашеский постриг с именем Алипий, реставрировал Троице-Сергиеву лавру, потом был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. «Домодедовские вести» выдвинули инициативу установить в городе Домодедово памятник архимандриту Алипию.

Военный музей при Никольском храме в селе Лямцино, согласно его названию, не мог пройти мимо такой значительной фигуры как отец Алипий, поскольку он в своей жизни был и воином, и служителем православной веры. Сотрудники музея стали собирать материалы о жизни отца Алипия, оформили посвященный ему отдельный стенд, включили сведения в буклет, собираются издать отдельную брошюру о знаменитом земляке. Это говорит о том, что жизненный подвиг архимандрита Алипия интересует многих на домодедовской земле, что не может не радовать.

Теперь в церковном музее есть сведения о богатыре XIV века Пересвете и богатыре XX века Алипии. Их судьбы схожи. Оба сначала были воинами, оба стали монахами. Когда потребовалось встать на защиту Родины и веры, оба сражались до конца. Оба безвременно ушли из земной жизни… Поклоняясь глубине истории, отдавая дань нашим великим предкам, соблюдая старшинство, отца Алипия можно назвать Пересветом двадцатого века.

Михаил Панферов,
фото автора

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Михаил Иванович ПАНФЕРОВ