Карта стоек

Домодедово

Яндекс.Погода

четверг, 14 ноября

ясно+5 °C

Онлайн трансляция

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» центральной темой выбрал кино «оттепели»

09 марта 2019 г., 11:39

Просмотры: 1716


Ежегодный ХХII фестиваль архивного кино «Белые Столбы», прошедший с 25 февраля по 2 марта в Госфильмофонде, показал десятки ретроспективных лент прошлого столетия

ДОМОДЕДОВО, 9 марта 2019, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Госфильмофонд России – основной архив кинофильмов Российской Федерации, член Международной федерации киноархивов (FIAF). Осуществляет собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительную, научно-исследовательскую, методическую и информационную деятельность в области кинематографии

Название фестиваля отражает место его проведения. В Белых Столбах располагается Госфильмофонд России. Для нашего городского округа это не только большое событие, но и большая честь, потому что «Белые Столбы» – единственный в России фестиваль архивного кино, а его организатор – одна из крупнейших синематек мира.

«Оттепель» и кино
Центральной темой нынешнего фестиваля стало кино «оттепели».

– Оттепель – это время детства или молодости наших родителей и дедов, – заметил художественный руководитель фестиваля Петр Багров в интервью «Домодедовским вестям». – В это время многие будущие гении советского кино создавали свои первые шедевры. А теперь то, что, казалось, было еще вчера, сдается в архив. Но наш фестиваль возвращает зрителю прошлое...

Кинематографисты привезли на фестиваль свои работы 50-летней давности.

– И это здорово, – отметил Петр Багров, – потому что история кино – это история людей, его создавших.

Около 20 картин советских кинематографистов шестидесятников было представлено в программе нынешнего фестиваля, в том числе хорошо известные «Война и мир» Сергея Бондарчука (1967), «До свидания, мальчики» Михаила Калика (1964), «Три дня Виктора Чернышева» Марка Осипьяна (1967), «Личная жизнь Кузяева Валентина» Игоря Масленникова (1967), «Пядь земли» Андрея Смирнова и Бориса Яшина (1964)…

Как они начинали
Корреспондент «ДВ» побывал на тематическом показе «Студенческие работы», где демонстрировались дипломные ленты будущих грандов кино. В том числе первые фильмы Георгия Шенгелая, Андрея Хржановского, режиссерский дебют Сергея Никоненко, снятая во ВГИКе дипломная работа классика болгарского кино Ивана Терзиева…

Пятьдесят лет назад Георгий Шенгелая снял картину «Алавердоба», посвященную религиозному празднику в Грузии. На самом деле автор вложил в свою работу надежду на перемены, которые, как казалось шестидесятникам, вот-вот должны были наступить в СССР.

Выпускник мастерской Сергея Герасимова Сергей Никоненко в 1971 году снял фильм «Петрухина фамилия» – на первый взгляд незамысловатую историю о том, как в семье деревенского парня Петрухи ждут первенца. Петруха на радостях покупает коляску, но уже к вечеру выясняется, что у него двойня. А коляска одна.

На фото: гость фестиваля – актёр и режиссёр Сергей Никоненко.

У оператора Александра Антипенко был выбор: для диплома поработать на картине про колхоз и «современную жизнь» с одним из маститых режиссеров студии Довженко или снять фильм про балет с никому не известным режиссером Савельевым. Антипенко выбрал Савельева и балет. Четыре месяца каждое утро молодые кинематографисты ходили в балетный класс Киевского театра оперы и балета. Антипенко «выучил наизусть все арабески и фуэте», извел гору пленки, сделал две с половиной тысячи снимков, придумал несколько новых, довольно сложных операторских технологий... Картину (она называется «Сегодня – каждый день») как дипломную работу зачли, но пускать в прокат запретили. А позже ее купили без малого сто зарубежных стран.

Рыцарь Белых Столбов
На фестивале отдали дань памяти ветерану Госфильмофонда киноведу Владимиру Дмитриеву, ушедшему из жизни пять лет назад. Его называли «рыцарем кино», «рыцарем Белых Столбов». Говорили, что коробки с пленкой были для Дмитриева ценнее серебра и злата.

«Мир не может существовать без памяти, без прошлого, тогда он будет непрерывно ошибаться», – любил повторять киновед.

Дмитриев считал, что при сборе коллекции нельзя руководствоваться ни вкусовыми пристрастиями, ни политической конъюнктурой. В мировом масштабе такой подход привел к утрате до 80 процентов всех немых лент и до 50 процентов картин, выпущенных до 1950 года. Госфильмофонд же взял на себя миссию спасения и сохранения ценностей отечественного и мирового кинематографа.

Во многом благодаря Дмитриеву российский Госфильмофонд стал одним из самых богатых в мире, его коллекция насчитывает 65 тысяч названий.

Госфильмофонд.jpg

В программе «Белых Столбов» – 2019 было показано более полусотни ретроспективных лент, снятых в прошлом столетии. Среди них фильмы, которые благодаря Дмитриеву не канули в Лету: в этом году это ленты «И бог создал женщину» (1956) Роже Вадима и «Истина» (1960) Анри-Жоржа Клузо…

На одну неделю в году наш округ становится небольшой кинематографической Меккой. Только «Белые Столбы» – это не про новые произведения и открытия новых имен. Это фестиваль истории кино, фестиваль памяти. Редкие материалы, уникальные находки, сотни километров кинопленки – все это наше национальное достояние. Кроме кинопоказов, на фестивале традиционно проходят круглые столы и дискуссии. Здесь представляют свои работы историки кино. В этом году состоялась презентация книг о фронтовых кинооператорах – «Создатели фронтовой кинолетописи…» Александра Дерябина и «Плачьте, но снимайте!» Валерия Фомина при участии Владимира Михайлова, Варвары Ждановой и Тамары Сергеевой.

На фото: гость фестиваля – актёр Сергей Баталов.

Нармин Ширалиева, министр культуры Московской области:

– Госфильмофонд России – главный киноархив страны, который входит в число особо ценных культурных объектов Российской Федерации и играет важную роль в развитии и пропаганде отечественного кино.

Владимир Дмитриев – известный киновед-архивист, лауреат Государственной премии РФ, создатель, вдохновитель и художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Родился в 1940 году в Ленинграде. После окончания киноведческого факультета ВГИКа всю жизнь трудился в Госфильмофонде. Во многом благодаря ему Госфильмофонд стал одним из крупнейших киноархивов мира, коллекция которого насчитывает 65 тысяч названий.

Игорь Моисеев,
фото: автор, журнал «Афиша»

Вакант, Игорь Николаевич МОИСЕЕВ