Домодедово

Яндекс.Погода

четверг, 16 августа

малооблачно+19 °C

Онлайн трансляция

«Домодедовские вести» вспоминают историю Госфильмофонда России в Белых Столбах

29 янв. 2018 г., 10:00

Просмотры: 464


В преддверии 22 кинофестиваля в Госфильмофонде и его грядущего 70-летия «Домодедовские вести» рассказывают о важнейших событиях и значимых людях главного фильмохранилища России

Архив Госфильмофонда России

ДОМОДЕДОВО, 29 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Госфильмофонд – главное фильмохранилище страны – в этом году встретит свое 70-летие. Его сотрудники – настоящие рыцари кино, хранящие историю человечества для потомков. О них и пойдёт наш рассказ.

«Визуальная история человечества»
Госфильмофонд России в поселке Белые Столбы уникален. Это настоящий музей фильмов, не только российское, но и мировое кинематографическое и культурное достояние. В октябре 1935 года оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о создании «кинонегативного фонда». По уставу фонд должен был «осуществлять собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительскую, искусствоведческую, фильмографическую, методическую и информационную деятельность». Изначально планировалось строительство комплекса по хранению фильмов на территории «Мосфильма», но впоследствии по соображениям безопасности его перенесли подальше от Москвы. Выбор пал на Белые Столбы. Здания были возведены в рекордно сжатые сроки, и Всесоюзное фильмохранилище начало свою жизнь. 4 октября 1948 года Указом Совета Министров Всесоюзное фильмохранилище было преобразовано в Госфильмофонд СССР, впоследствии переименованный в Госфильмофонд России.

На сегодняшний день домодедовское фильмохранилище владеет крупнейшей и одной из лучших кинематографических коллекций в мире. Она насчитывает более 70 тысяч кинолент и свыше миллиона разнообразных фильмоматериалов – от знаменитых немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции еще в позапрошлом веке, до современных российских и зарубежных кинополотен.

В 2007 году здесь была установлена уникальная линейка перевода изображения с пленки на цифру и обратно на пленку.

В 2008 году, к 60-летию Госфильмофонда, в Белых Столбах завершилось строительство первой очереди нового здания с административным корпусом и фильмохранилищами. Аналогов ему в мире нет. Оно было спроектировано специально для фильмохранения.

Как сказали в фонде, главный принцип хранения материалов ГФФ в том, что для работников организации «одинаково значимы и раритеты конца XIX века, и творения новейшего времени». «Они в равной степени являются достоянием визуальной истории человечества», – эту фразу, как мантру, повторяли в разговоре с корреспондентом «Домодедовских вестей» практически все работники фильмохранилища.

«Багдадский вор» как путевка в жизнь
Первого заместителя директора Госфильмофонда Владимира Дмитриева коллеги по цеху называли «светлым рыцарем кино». Всю жизнь проработавший в этом фильмохранилище, он по праву считался одним из самых образованных в мире киноведов и архивистов.

Родился Владимир Юрьевич в семье известного театроведа Юрия Дмитриева. Первый свой фильм посмотрел в годы войны, в Свердловске, где его семья жила в эвакуации. Этот фильм – «Багдадский вор» – маленький Володя запомнил на всю жизнь. После просмотра этой в общем-то талантливой по меркам того времени картины Володя заболел киноискусством. Он бредил им днями и ночами. После школы поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Попав однажды на практику в Белые Столбы, студент Дмитриев на этот раз увлекся киноархивом. И сразу после распределения пришел сюда работать – уже навсегда. Уважение к нему в мире архивного кино было абсолютным. «Он одной лишь силой своего авторитета соединял нас с мировой кинокультурой», – так говорил о нем известный кинокритик Андрей Шемякин. Владимир Юрьевич был «крестным отцом» ежегодных фестивалей архивного кино «Белые Столбы» – его создателем, вдохновителем и художественным руководителем.

С 1996 года и по сей день фестиваль архивных фильмов проводится в Белых Столбах ежегодно. Каждый из них посвящается какой-то знаковой исторической дате и проходит под разными лозунгами. В это время сюда приезжают как российские, так и зарубежные режиссеры, артисты, кинодраматурги, эксперты и искусствоведы. В перерывах между просмотрами фильмов все участники архивного киносмотра участвуют в круглых столах и панельных дискуссиях. В этом году традиционный фестиваль будет проведен в Белых Столбах в двадцать второй раз. Тема его держится в секрете до сих пор. Для ГФФ это главная интрига сегодняшнего дня.

«Кинорыцари»
В подготовке фестивалей всегда принимали самое активное и деятельное участие два других белостолбовских «кинорыцаря» – Валерий Босенко и Евгений Барыкин.

Евгений Барыкин за время работы в фонде воплотил в жизнь свою же идею «писательских кинословарей». Он создал «Пушкинский кинословарь», «Гоголевский кинословарь», «Саратовский кинословарь» и каталог «На троне и на экране», выдержавший два издания. Он был одним из создателей музея Госфильмофонда, автором его художественной концепции. Евгений Михайлович регулярно делал выставки ко всевозможным мероприятиям – как в самом фонде, так и «на выезде».

Страстью всей жизни Валерия Босенко было итальянское кино. О нем он мог говорить часами. Он знал его досконально – от ранних немых картин до телевизионных фильмов. Исключительно по собственной инициативе Валерий Иванович выпустил биофильмографический справочник «100 режиссеров итальянского кино». Эту книгу он считал главным трудом своей жизни. Я помню, каким счастьем светились его глаза, когда он получил на руки этот фолиант.

Так получилось, что с июля по октябрь 2013 года Владимир Дмитриев, Валерий Босенко и Евгений Барыкин один за другим покинули этот мир. Для их коллег это стало страшным ударом и невосполнимой потерей.

По общему мнению работников кинохранилища, «дух Владимира Дмитриева и его коллег навсегда останется в стенах Госфильмофонда». И грядущий XXII фестиваль архивного кино – лишнее тому подтверждение.

 

флаги гфф.JPG

Архив Госфильмофонда России

«Замечательная затея»
Каждый фестиваль, который ежегодно в феврале-марте проводится на территории фонда, посвящен какому-то глобальному событию в истории человечества. Фестиваль, проведенный в 2014 году, был посвящен 100-летию с начала Первой мировой войны. Фестиваль в прошлом, 2017 году – 100-летию Октябрьской революции. Кроме того, на каждом из них представляется обширная программа студенческих работ.

Ожиданием фестиваля, этого «пиршества духа», многие российские режиссеры, сценаристы, актеры, киноведы и кинокритики начинают жить уже с начала года. Своеобразными завсегдатаями этих праздников архивного кино можно считать Никиту Михалкова и Марлена Хуциева, которые, сдается мне, не пропустили ни одного проведенного здесь кинофорума. «Фестиваль в Белых Столбах – единственный исследовательский фестиваль в России, – считает режиссер Александр Сокуров. – С него всегда возвращаешься с новыми знаниями». «Я себе жизнь без «Белых Столбов» не представляю, – признался корреспонденту «Домодедовских вестей» Марлен Хуциев. Эта поистине замечательная затея, которая случилась здесь, в Домодедовском округе, до сих пор наполняет меня жизненными соками» (известному режиссеру недавно исполнилось 92 года – И.М.).

Перемены
10 января этого года вместо Николая Бородачева на должность директора Госфильмофонда был назначен бывший директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов.

В 2007 году Тельнов был назначен генеральным директором киностудии «Ленфильм». На его счету – успешное продюсирование целого ряда картин: «Верую», «История моего космоса», «Золотое сечение», «Маленькие трагедии», «С черного хода». В активе Вячеслава Николаевича – целая россыпь призов и премий, полученных на различных международных фестивалях. Среди них – приз «Серебряный медведь» в Берлине, «Золотой Овен» и «Ника» за лучшие игровые фильмы, «Серебряный голубь» на фестивале неигрового и анимационного кино в Лейпциге и многие другие.

По словам Вячеслава Тельнова, Госфильмофонд – это абсолютный бренд, такой же как Эрмитаж и Русский музей. В планах нового директора (как заявил он сам) – сделать Госфильмофонд «главным фильмохранилищем в мире». Накануне юбилея планы и не могут быть иными. Пожелаем госфильмофондовцам и новому руководителю успехов на этом важном поприще.

Игорь Моисеев,
фото из архива Госфильмофонда

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Игорь Николаевич МОИСЕЕВ