Дом с привидениями

08 февр. 2016 г., 13:53

Просмотры: 1478


Для жителей деревни Ляхово усадьба не так давно стала «нехорошей».

Для жителей деревни Ляхово усадьба не так давно стала «нехорошей».

Облупившийся фасад старинного барского дома и развороченные двери, растрескавшийся фундамент и дырявая крыша представляют малопривлекательное зрелище. По ночам в окнах мелькают всполохи света, а днем слышны странные шорохи и скрипы. Парк за домом, помнящий размеренную поступь вельмож и сенаторов эпохи Екатерины Великой, зарос крапивой и молодыми осинками. Пруды, над которыми под кружевными зонтиками прогуливались модницы XIX века, пересохли. От усадебных построек, конюшни и мельницы, возведенных рачительными хозяевами первого десятилетия XX века не осталось камня на камне. Груды мусора, бутылки и битый кирпич устилают пространство вокруг особняка, возведенного раньше, чем Наполеон начал нашествие на Россию. Переживший девять императоров и трех императриц, две революции и мировые войны, старый дом, судя по внешнему состоянию, доживает последние дни.

А. Абдулов и Семён Фарада на фоне усадьбы "Ляхово" в фильме "Формула любви"

А ведь сравнительно недавно усадьба Ляхово находилась в неплохом состоянии. В 1984 году режиссеру Марку Захарову она настолько понравилась, что знаменитый фильм «Формула любви» с Александром Абдуловым, Семеном Фарадой и Татьяной Пельтцер, он предпочел снимать не в пыльных фанерных декорациях «Мосфильма», а здесь – на домодедовской земле. Компактный и изящный господский дом в стиле зрелого классицизма как нельзя кстати подходил для обрамления авантюрной любовной истории, связанной с графом Калиостро. Тогда в доме еще жили люди. И почти все постройки усадьбы были целы.

Сама деревня Ляхово известна с XVI века, а помещичье имение появилось возле нее век спустя. Оно принадлежало действительному тайному советнику Федору Наумову. Именно благодаря его вкусам и стараниям, в Ляхово появился замечательный парк и была выкопана система каскадных прудов.

После смерти петровского вельможи, земли наследовала дочь – княгиня Анна Белосельская.

Нынешний облик имения, так хорошо знакомый жителям нашей страны по захаровскому фильму, сформировался к началу XIX века, когда владельцем усадьбы стал генерал-лейтенант Григорий Васильчиков. Главный дом был возведен из кирпича и отделан белым домодедовским камнем. Над одноэтажным объемом возвышается мезонин, лоджию которого поддерживает портик с четырьмя колоннами.

Раньше усадьба пленяла своей камерностью...

Особую роль неизвестный архитектор здания отвел итальянским трехчастным окнам. Внизу они прямоугольные – с медальонами, когда-то заполненными лепниной. А вверху – полукруглые, с изящной веерной расстекловкой по сторонам балконных дверей. Именно из этих окон часто выглядывают герои «Формулы любви». Для прислуги Васильчиков в том же стиле выстроил небольшой отдельный флигель. В усадьбе имелся парадный двор-курдонер, с обязательным цветником и статуей. Генерал посадил яблоневый сад, облагородил старый парк с еловыми и липовыми аллеями, укрепил каскадные пруды и построил хозяйственный двор.

Последним владельцем имения стал помещик Алексей Варгин. Его стараниями имевшийся архитектурный ансамбль дополнился новым домом в стиле модерн с мезонином и балконом. Сам факт, что после двух российских революций усадьба не была сожжена и разграблена, говорит о хороших отношениях между помещиком и крестьянами.

После 1918 года усадьба Ляхово и все хозяйственные постройки были национализированы. В разное время в бывших барских домах располагалось коммуна, правление совхоза, общежитие, детский сад, школа и коммунальные квартиры.

Казалось, дожившей до брежневского времени усадьбе уже ничего не угрожает. Но отсутствие твердой хозяйской руки дурно сказалось на ее состоянии. Сначала высохли пруды и зарос парк. Затем дом Варгина и флигель прислуги уничтожил пожар. Окрестные дачники буквально по кирпичику растащили хозяйственные постройки.

Современное состояние усадьбы ужасает

К девяностым годам главный дом усадьбы был расселен, а вся территория передана ВНИИ лекарственных и ароматических растений. В дни развала СССР институту стало не до усадьбы. Поэтому ее поспешили передать в федеральную собственность и присвоили статус «охраняемого объекта». Статус присвоили, но никакой элементарной охраны не организовали. И памятник архитектуры остался один на один с кладоискателями, разворотившими голландские печи и вандалами, которые растащили дощатые полы на строительство сараев. В старом доме начала выпивать молодежь и ночевать бомжи.

Только в 2014 году появилась надежда на спасение усадьбы. Ляхово передали в собственность подмосковных властей. По инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева была создана программа «Усадьбы Подмосковья». Суть ее заключается в здравой мысли, что у памятников истории должен быть реальный, а не номинальный хозяин. Инвесторам предложили аренду помещений сроком на пятьдесят лет по цене 1 рубль за квадратный метр. Но с обязательными условиями. На деньги инвесторов должен быть восстановлен сам памятник и прилегающая к нему территория, подведены дороги и обеспечен доступ туристов. 15 сентября 2015 года состоялся аукцион на заключение такой аренды в отношении «объекта культурного наследия – усадьбы Ляхово». Аукцион был выигран Некоммерческим Партнерством «Единая система русских усадеб». По сообщениям прессы «инвестор планирует запустить в Ляхово проект по созданию агротуристического кластера».

На данный момент никаких работ в усадьбе Ляхово не проводится. В барском доме постройки 1800 года гуляет ветер и лежат сугробы. А из его выбитых окон и выломанных дверей, как и десять лет назад, глядят привидения.

Нет, это не призраки прошлого. Это печальное наследие 90-х годов, отсутствие элементарной культуры и пренебрежение к собственной истории.

Если усадьба Ляхово исчезнет с карты Подмосковья, то мы безвозвратно потеряем ещё одну страницу прошлого. И нам потомки этого никогда не простят. Просто потому, что без прошлого нет настоящего. А без настоящего – будущее бессмысленно.

Будем надеяться, что до этого не дойдёт. И жемчужина Подмосковья – усадьба Ляхово – восстанет из руин во всём своём былом великолепии.

Александр Ильинский,
фото Игоря Харитонова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*