Яндекс.Погода

воскресенье, 29 ноября

дождь со снегом+1 °C

Хозяин Московии князь Даниил.

11 сент. 2018 г., 14:51

Просмотры: 960


12 сентября отмечается церковная память одного из основателей Московского государства – святого благоверного князя Даниила Московского.

В мировой истории вторая половина XIII века отмечена бурными событиями, войнами и политическими интригами. Основан Кенигсберг, Мамлюки захватывают власть в Египте и отбивают у крестоносцев последние крепости – Акру, Бейрут, Тир и Сидон. В Европе основаны францисканский и доминиканский монашеские ордена. Византийская Империя под предводительством Палеологов освобождается от власти латинских захватчиков, огромное наследие Чингисхана оформляется в четыре независимые территории: китайский Юань, государство ильханов Ирана, Чагатайский улус и Золотую Орду. В последнюю на правах широкой автономии входит и Русь.

На берегах далекой реки Москва

Датой основания Москвы считается 1147 год. Но перед нами лишь первое летописное упоминание о населенном пункте, который издревле стоял на крутых склонах Боровицкого холма. Речь идет о такой седой древности, что даже археологи затрудняются назвать точную дату основания поселения. Например, при раскопках в Нескучном Саду найдено городище, которое относится к дьяконовской культуре. А это, извиняюсь, VII век до Нашей эры! Москва – ровесница египетских пирамид! Славяне пришли на эту землю не позднее IX века и сразу поняли стратегическое положение города. Он находился как бы на перекрестке торговых путей между Поволжьем, Днепровщиной и Новгородскими землями. Москва стала «тихой пристанью» для купцов, которым все Великие переселения народов не могли запретить торговать. Не изменилось положение и после 1238 года, когда Батый сжег городские постройки и пошел дальше на Запад. Город, причалы и торговые склады очень быстро отстроили заново. До Новгорода завоеватель не дошел и вернулся в Великую степь. Но князь Новгорода – легендарный Александр Невский в целях защиты

родины от немецких и шведских рыцарей буквально «продавил» вхождение Северо-Западной Руси в состав Золотоордынской империи. Монголы не покушались на самое главное – на душу народа, на православие. А вот западным соседям дани было мало, они насильно обращали русских людей в католичество. Получив «широкую автономию» в составе Золотой Орды, Александр Невский обеспечил надежную защиту Северных и Центральных областей Руси от западных соседей на два столетия вперед. Никто из них, будучи в твердом уме и трезвой памяти, не дерзал ссориться с самым могущественным государством своего времени. Сунешься – получишь по зубам. И не только от русских, но и от монголов!

Маленькая Москва оказалась той точкой, куда сходились все пути из Европы в Орду. Поэтому, ее будущее было предопределено. Город рос и богател, как на дрожжах. Для взоров современников, которые были заняты политическими дрязгами и за «деревьями не видели леса», великое будущее маленького города было скрыто. Москва, по сравнению с цветущим Новгородом, Тверью или Владимиром, казалась захолустным «перевалочным пунктом». На нее обращали внимание только при поездках в столицу Золотой Орды – Сарай. Для развития Москвы требовалось немного. А именно – время и устойчивый мир. Первым человеком, который понял значение города, стал младший сын Александра Невского – князь Даниил.

Младший сын

Когда мы говорим о Великих князьях Московских и первых царях России, то часто забываем о том, что все они – прямые потомки князя Даниила. Именно он стал тем краеугольным династическим камнем, на котором выросла династия московских рюриковичей. Он словно остается в «тени» своего отца - Александра Невского или правнуков, таких как Иван III или Иоанн Васильевич Грозный.

Будущий князь Московский родился в 1261 году во Владимире. Княжич был четвертым сыном Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава - Вассы. Интересно, что народная молва нарекла княгиню Вассу «праведной». Она, как и муж, была очень религиозной женщиной. Смерть Александра Невского, которая последовала в 1262 году, подкосила силы княгини. В то время, когда скорбящие бояре везли тело героя Невской битвы и Ледового побоища из нижегородского Городца через Москву во Владимир, сердце княгини не выдержало горя, и она скончалась. Даниил Александрович остался полным сиротой. Старшие братья, которые делили наследство отца, о младенце особо не думали. Сирота рос словно «лебеда в огороде», под присмотром двора тверского князя Ярослава Ярославовича – брата Александра Невского. Однако забытый всеми ребенок не озлобился, отличался тихим нравом, внимательностью к учению и искренней верой. Особенностью княжича можно назвать полное отсутствие качества, которое так терзало его старших братьев - зависти. Даниил просто не умел завидовать! А еще – какое-то врожденное миролюбие и ровное отношение ко всем. Не имея военных талантов отца, старшие братья постоянно решали политические проблемы военной силой. А мальчик абсолютно ровно относился к каждому из них. «В мать пошел, - с удивлением говорили братья, - прямо Ясно солнышко!». Лишь через десять лет Даниилу «в кормление» была выделена небольшая область. Москва считалась «худым» - небогатым городом, который братья «с княжеского плеча» не пожалели для отрока. Так Даниил Александрович стал князем Московским.

Тихий князь

Эти качества - незлобие и миролюбие стали основными чертами в характере Даниила Московского. И правление его москвичи запомнили не по войнам или казням, а по основанным монастырям – Богоявленскому и Даниловскому. Повзрослевшего Даниила братья пытались было втянуть в междоусобную борьбу. Однако, Даниил Московский даже выставляя рать, старался выступить в качестве «третейского судьи». Так было в 1282 году у Дмитрова и в следующем 1283 году у Владимира, когда двадцатилетний князь мирил братьев. Но они продолжали бесконечные распри. Князь Даниил, успевший жениться, занятый детьми и обустройство своего княжества, попытался занять отстраненную позицию. Но отсутствие «третьей силы» закончилось катастрофой. В 1293 году такой силой попытались стать монголы, вмешавшиеся во внутренние дела Центральной Руси. С нелегкой руки городецкого князя Андрея «Дюденева рать» огнем и мечем прошлась по Мурому, Суздалю, Коломне, Дмитрову, Можайску и Твери. Досталось и Москве. Город был предан огню, в котором сгорел и Данилов монастырь. Для князя Даниила это стало уроком. «Худой мир, - скажет князь, - лучше доброй ссоры между братьями». Добавим от себя: особенно, если это ведет к иностранной агрессии. С той поры князь Даниил Московский утроил миротворческие усилия. «Блаженны миротворцы, - часто повторял он слова Нового Завета, - ибо они нарекутся сынами Божьими». Даниил Московский становится основным посредником при ссорах князей Северо-Восточной Руси.

Сын Александра Невского

Миротворец – занятие неблагодарное. Ты поневоле остаешься «крайним», тобою недовольны и те и другие. А некоторые, вообще, могут подумать, что все твое миролюбие и кротость – от слабости. Так было с рязанским князем Константином Романовичем. Стратегическое положение Москвы и ее торговля – лакомый «кусок» для соседей. Почему бы не отправить князя Даниила «в отставку» и не присоединить московскую землю к Рязани? Сказано – сделано. Наняв в 1300 году «ограниченный контингент» татарской конницы в помощь своему войску, рязанский князь собрался в поход на Москву. Историки не знают примера, когда бы князь Даниил разгневался. Но тут – возмущению не было придела. Ответ Московского князя был мгновенным. Московское войско совершило головокружительный марш-бросок. Осадив Рязань, князь Даниил разбил войско князя Константина, взял его в плен, и поголовно посек татар. Это стало первой победой русского оружия над татарами и зарей Куликовской битвы. Можно бить татар, еще как – можно! Русь замерла в ужасе. Как ответит Степь? Не ждать ли карательного похода? Но князь Даниил оказался достойным сыном Александра Невского не только на поле брани, но и как дипломат. Золотая Орда была вынуждена молча «проглотить» истребление своего корпуса, представленного князем Даниилом мятежниками против центральной власти.

Интересно, что поход на Рязань не стал для Москвы завоевательным. Земли и люди Рязанского княжества оказались нетронутыми. Никогда князь Даниил Московский не

брался за оружие с целью захвата чужих земель или грабежа. «Не в силе Бог, - повторял он слова своего отца, - а в правде». Даже в гуще битвы его лицо оставалось отрешенным – как лик Георгия Победоносца, поражающего Змея. Он бился не с грешниками или клятвопреступниками. Он бился с грехом. Грехом властолюбия и алчности. Грех – наказан. Грешник – помилован. Князь Константин остался во главе Рязанского княжества, подарив Москве Коломну – как дар за заступничество перед Золотоордынскими ханами. Ведь его, нарушителя спокойствия, могли и головы лишить! И уже никогда не помышлял ничего против соседа.

Собиратель земель

Братья отдали «на кормление» отроку Даниилу совсем небольшую область, ограниченную бассейном реки Москва. Княжество даже не имело выхода к Оке. Нынешний Домодедовский район как раз входил в эти земли. Домодедово по праву можно назвать одним из «зерен», из которых выросла сначала Московская Русь, а затем и огромная Российская Империя. Здесь князь Даниил не раз бывал по хозяйственным и церковным делам. Такие села нашего края, как Домодедово, Константиновское, Никитское, Битяговское, Заборье, Сынково, Матвеевское и Романцево, возможно, помнят его самого. А древний путь на Каширу – его рати.

После смерти, князь Даниил оставил богатое наследство. Миротворческая политика привела под юрисдикцию княжества весь бассейн реки Москва вместе с Окой, Коломну, Переславль-Залесский и Дмитров, население которого было первым по числу жителей после Ростова. Последняя область отошла к московскому князю по завещанию переславского князя Ивана Дмитриевича в 1302 году. Бездетный князь отдал землю самому миролюбивому и беззлобному родственнику. Удивительно, как прямо тут сбылись слова Евангелия в судьбе князя Даниила: «Счастливы кроткие, ибо они наследуют землю». В 1300 году в Москве была основана архиепископия. Построенные князем каменные церкви, архиерейские дома и монастыри стали тем заделом, который уже в ближайшем будущем позволит наследникам Даниила Московского официально перенести верховную церковную власть в Москву. Произойдет это в 1325 году. Но главное, именно благодаря князю Даниилу и его целенаправленной политике «сбережения народа», которую он воспринял от Александра Невского, Москва стала «прирастать людьми». Под мирное небо Москвы устремились знатные и простые люди со всей Руси. И их принимали здесь, как родных! Русь устала от междоусобиц. Москва стала местом, в котором можно было жить без боязни за жизнь, имущество и будущее детей. Москва становилась центром России.

Скончался кроткий князь Даниил 5 марта 1303 года. Перед смертью он принял монашеский постриг и завещал похоронить себя не в белокаменном склепе храма, а на простом кладбище любимого Данилова монастыря.

Святой покровитель земли Московской

Потомки забывчивы. Дела сегодняшние кажутся им великими и ослепительными, а прошлое – туманным. Но как дом не стоит без фундамента, так и земля – без истории. Забывать историю, забывать предков – забывать себя. Но не многие личности способны напомнить забывчивым потомкам о том, что они не появились «из воздуха». А вот князьДаниил Московский - смог. Но тут мы вступаем в область легенд, в которые можно верить, а можно и не верить.

Правнук князя Даниила, Великий князь Иоанн III был уже вполне самодержавным властелином на Руси. «Я господин земли сей! - гордо говорил он приближенным, - И холопий своих я волен миловати и казнити!». И вот однажды одному из юношей из окружения гордого Великого князя явился человек в монашеском одеянии. Явившегося окружал ослепительный свет. «Не бойся! – сказал Пришедший, - скажи от меня Великому князю: Ты – лишь прах земной, из земли вышел и в землю изыдешь! Не годись и покайся! А я христианин и господин места сего. Ты утешаешь себя, а меня забыл. Но не забыл меня Бог!». «Кто ты, отче?» - вопросил изумленный царедворец. И получил ответ: «Имя мое – Даниил, князь Московский». Сказав так, Пришедший стал невидим.

Слова эти поразили в самое сердце Ивана III. Нельзя сказать, что он смирил свой гордый нрав, но той поры определили петь соборные панихиды по родственникам-князьям и особо почитать Даниила Московского. Да и как не почитать «господина места сего»? И похоронили его, как и предка – в схиме. Царь Иван Грозный, наслышанный о народной молве про князя Даниила, стал свидетелем чуда на могиле преподобного. На глазах царя исцелился умирающий сын коломенского купца. Иван Грозный поспешил восстановить древний Данилов монастырь и учредил ежегодный крестный ход к месту погребения князя Даниила. А чудеса и помощь от Даниила Московского все нарастала. Наконец, в 1652 чудеса и народное почитание привели к его общецерковной канонизации. Мощи Даниила Московского были обретены нетленными. Их торжественно перенесли в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов, где они и почивают и по наши дни. К нему, как к «хозяину земли Московской» и теперь стекаются сотни паломников – за благословением, молитвой, верой, надеждой и любовью. И многие православные христиане, как говорят, получают просимое.

Домодедовская земля наполнена не только историей и уникальными памятниками. Она наполнена – святостью. «Не стоит град без праведника» - гласит народная мудрость. Таким праведником и является покровитель Москвы и нашей Домодедовской земли – благоверный князь Даниил.

С праздником его памяти, дорогие домодедовцы!

Обсудить тему

Введите символы с картинки*