ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Онлайн трансляция

Адмирал воздушных гаваней: Знаковые даты и события аэропорта Домодедово

07 апр. 2017 г., 11:05

Просмотры: 392


С 7 апреля 1962 года был отправлен в свое воздушное плавание наш аэропорт – драгоценный бриллиант в короне российской воздушной авиации. В истории аэропорта есть целый ряд знаковых дат, определивших его стратегическое развитие

ДОМОДЕДОВО, 7 апреля 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Первая важнейшая дата из истории аэропорта (если не считать знаменитый приказ № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово») – введение в строй в декабре 1962 года первой взлетно-посадочной полосы. Ее длина составила три с половиной километра. Кстати, ее реконструкция в дальнейшем позволила аэропорту первым в России принимать знаменитый аэробус AIRBUS A380 – воздушного монстра, короля авиаперевозок, крупнейшего серийного авиалайнера на планете. Этот двухпалубный воздушный гигант способен перевезти более 800 пассажиров – без малого целый армейский полк.

«Парад Ильича»
Еще одной знаковой вехой можно считать воздушный парад, посвященный 50-летию Октября. Это был первый «парад имени Леонида Ильича Брежнева», который в 1967 году оказался в сложном положении на внешнеполитическом фронте. В январе на Луну упала советская автоматическая станция «Луна-12». В апреле Советский Союз теряет одну из стратегических «точек опоры» в Европе – православную Грецию. В этом же месяце в спускаемом аппарате нового космического корабля «Союз-1» погибает космонавт Владимир Комаров. Союзники проигрывают шестидневную войну на Ближнем Востоке, а Китай начинает испытания водородной бомбы…

И все это накануне 50-летия Октября. Выходить к этой сакральной для советских руководителей дате с таким шлейфом потрясений и поражений недопустимо в принципе. Стране нужна была серьезная акция, демонстрирующая мощь СССР, – да такая, чтобы мир содрогнулся… Задумано – сделано. И 12 июня 1967 года после закрытого совещания в ЦК все руководители дружественных государств, представители дипкорпуса и военные атташе получают приглашение на празднование Дня Военно-Воздушного Флота в новый московский аэропорт «Домодедово».
 

«Колоссальный успех авиации русских»
В чистом виде парадом это беспрецедентное масштабное действо в воздухе назвать было нельзя. Сами военные в секретных документах называли его «масштабной войсковой операцией в локальных условиях на ограниченном театре военных действий в жестко ограниченном пространстве местности».

Парад состоялся 9 июля – жарким летним днем. В «Домодедово» приехали тысячи жителей столицы. Первыми над аэропортом «для разогрева» пронеслись 5 сверхзвуковых истребителей-перехватчиков Су-15. Гости начали впечатляться. Потом пошел стандартный показ «достижений народного хозяйства»: высший пилотаж на Як-18, в фигурном полете в небе рождается слово «ЛЕНИН», потом цифра «50». Парашютисты и парашютистки, выпрыгнув из самолета, создают в небе сложные геометрические фигуры… И вдруг ритм праздника резко меняется. В небе над летным полем без звука появляется МиГ21. Звук несется следом и безжалостно лупит гостей по ушам. За ним – «девятка» МиГ-17.

Машины стремительно сменяют друг друга в воздухе. Темп полетов неумолимо нарастает. Вслед за ними в воздух одновременно взмывают 9 сверхзвуковых истребителей. А потом в небе возникают тяжелые Ан-12. И небо исчезает – сразу и вдруг. Вместо облаков и высокой синевы – белые купола десанта. Сотни, тысячи куполов десантников. Вслед за ними стали раскрываться огромные – величиной с дом – купола, несущие под своими зонтами БТРы и артиллерию.

«Добивали» зарубежных гостей сверхновой техникой. В небо стали поочередно взмывать белоснежные Ту104, Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, Ту-124, новички праздника Як-40 и среднемагистральный Ту-134. А к самому концу парада в небе над «Домодедово» показались четыре странные, не виданные никем доселе машины. Это были самые знаменитые сегодня в мире, так никем и не превзойденные МиГ-25. Они синхронно встали в вертикальную горку, вышли на форсаж и в течение двух секунд стали невидимы даже в бинокли. «Домодедово» утонул в реве, от которого, казалось, лопнут барабанные перепонки. Люди замерли на земле с открытыми от удивления ртами.

Для мировой авиации 9 июля 1967 года стало днем шоковой терапии. Уже на следующий день английская газета «Дейли телеграф» окрестит парад в «Домодедово» «колоссальным успехом авиации русских». Этому заявлению долго будет вторить весь мир.

«Первые во всем»
Полет Ту-144 – «русского Конкорда», первенца российской сверхзвуковой пассажирской авиации – был совершен в «Домодедово». Местные жители до сих помнят время 8.45 и грохот турбин, похожий на рев тигра, 1 ноября 1977 года.

Первый реактивный пассажирский самолет межконтинентальной дальности – знаменитый Ил-62 – тоже стартовал из «Домодедово». Произошло это в 1967 году. Самолет вылетел из столичной воздушной гавани в Алма-Ату. Лайнер принимал на борт 186 пассажиров. Полет прошел успешно. Этот воздушный корабль побил целую серию мировых рекордов скорости и дальности. В течение нескольких десятилетий он считался в России «бортом № 1» – президентским самолетом. А в 1975 году на нем был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный полюс.

В 1992 году аэропорт «Домодедово» официально получил статус международного. Сейчас он не только международный, но и один из самых современных портов планеты.

В преддверии 55-летия со дня образования аэропорта  внештатный корреспондент «Домодедовских вестей» Анастасия Калмит взяла интервью у живой легенды воздушного флота, пилота первого класса, жителя Авиагородка Михаила Поваляева. Этот материал скоро появится на нашем сайте.

Игорь Моисеев,
фото – Денис Ковалев,
фотостудия "Двойной ракурс"

Игорь Николаевич МОИСЕЕВ