Домодедово

Яндекс.Погода

понедельник, 28 мая

пасмурно+14 °C

Онлайн трансляция

80 лет со дня рождения Высоцкого: Золотые мои россыпи

25 янв. 2018 г., 12:24

Просмотры: 348


25 января исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого – журналисты редакции Домодедовских вестей в спецпроекте “Наш Высоцкий» поделились с читателями личными воспоминаниями и впечатлениями о человеке, творчестве и времени….

высоцкий.jpg

ДОМОДЕДОВО, 25  января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – 38 лет мы живем без него и все равно с ним – с его песнями, стихами, с его образом, который у каждого свой. К юбилею поэта каждый сотрудник редакции захотел рассказать о «своем» Высоцком, однако мы попросили журналистов ответить лишь на три вопроса: первое знакомство с его творчеством, значение для вас и о том, видит ли автор Высоцкого в дне сегодняшнем...

Вадим Черников "Золотые мои россыпи"

Я не помню, когда впервые услышал Высоцкого. Его песни, кажется, были со мною всегда. Первые воспоминания – архипелаг Шпицберген, маленький кассетник, откуда негромко хрипит «Если друг оказался вдруг». Уже потом я узнал, что отец привез с собою на далекие острова, где они с мамой работали, а я родился, пару кассет с записями Владимира Высоцкого в конце 1960-х. Цены им тогда не было! Весь островной контингент – от шахтеров до вертолетчиков и партработников – выстраивался в очередь к моему отцу, редактору газеты с поэтическим названием «Полярная кочегарка», с просьбой «переписать» драгоценные песни. Популярность Высоцкого была безграничной, его слушали, затаив дыхание, в самой крайней точке, почти у Северного полюса. Песня «О друге» стала моим первым хитом, когда отец просил меня спеть гостям. Видимо, с тех пор мне не нравится, когда другие люди поют песни Владимира.

89.jpg

Так, с его песнями, а позже сборником стихов, изданным в Канаде, который привез отец уже после его смерти, я и иду по жизни. Для меня Высоцкий прежде всего поэт. Русский поэт. Известие о его смерти было ужасным ударом. Как будто ушел навсегда самый родной человек. Отец, сквозь слезы, тихо пел вечером под свою семиструнку «В прорыв идут штрафные батальоны»... мама рыдала. Сразу после окончания Олимпиады я поехал на его могилу с родственниками, которые прилетели из Читы и не могли не сходить «к Володе». Еще первая могила, без памятника, который мне тоже не нравится. Поразило море, океан цветов и толпы людей. Многие плакали, не стесняясь. На Ваганьковском я был еще не раз и всегда, всегда там цветы. А песни… Их еще, как пел Юрий Лоза, «будет долго надо нам».

После забвения в 90-х, когда его вспоминали вскользь, пришла новая волна «популярности». И я не знаю, что хуже. В нынешний век информационного взрыва начитался и наслушался о нем всякого… Все грехи, болезни и ошибки его перемолоты и рассмотрены под микроскопом. Нужно ли все это знать? Мне – нет. «Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа», как пел о нем Окуджава. Песни Высоцкого, который стал уже Владимиром Семеновичем, поют эстрадные мини-юбочные дивы, снимают фильмы, где весь сюжет вертится вокруг пары шприцев… Вручают премии про «колею». Хвалят те, кто ругал, дружат те, кто не дружил. Те, кто чуть помладше, барды, на кого мы когда-то возлагали надежды, что вот, мол, ему на смену пришли, сидят в жюри и важно выставляют оценки за перепевки чужих песен. Нет, не представляется Владимир Высоцкий сегодня, принимающий море похвал, отвечающий на вопросы улыбчивых ведущих в «Пусть говорят», с отеческой улыбкой треплющий по щеке начинающего «голосящего» юнца. Не представляю себе его в таких ролях. Со мной навсегда останется мой Владимир Высоцкий. С плохой записи маленького кассетника, хрипящего его голосом.

Татьяна Алексеева  "Три-четыре и ноль семь"

Сейчас я уже не вспомню, какую из песен Владимира Высоцкого про зарядку или телефон, так я их называла в детстве, услышала первой…

Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите, три-четыре,
Бодрость духа, грация и пластика….

– в пионерском лагере «Лесные поляны» с 1984 по 1988 год мы частенько наклонялись и приседали на пионерской зарядке в ритме гитарных аккордов и под хриплый голос певца, бодро поющего из громкоговорителя….
В 10 лет, я не знала, кто такой Высоцкий, на два года раньше или на два позже, был он для меня дядькой с гитарой. Гитара дома была, как и положено, с красной лентой на головке грифа. Папа пел, пел про Сахалин, но Высоцкого не пел… его мы слушали на электропроигрывателе «Юность-301». Виниловая пластинка была, конечно, от фирмы «Мелодия».  Песен на ней было штук 10–12, но я запомнила только «07»:

Для меня эта ночь вне закона,
Я пишу по ночам больше тем,
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное ноль семь.

Всегда слушала замирая, представляя, как он, Владимир Высоцкий (фото на обложке пластинки было), звонит дорогому человеку – девушке любимой. Почему-то даже мне, девчонке, было ясно – песня «про себя», позже все подтвердилось. В 1992-м была не единожды прочитана книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет».

Владимира Высоцкого уже не было с нами в восьмидесятые, когда мы с родителями смотрели по телеку «Место встречи изменить нельзя», он ушел летом 1980 года – мне было семь. Лишь через 10 лет, в мои семнадцать, его неповторимый «Гамлет» стал открытием для меня. ЧЕЛОВЕК-НЕРВ, ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА – поэт, музыкант, актер театра и кино – никогда еще ни один человек для меня не был олицетворением души времени. Все нити истории прошли сквозь его судьбу и талант, оставив потомкам восхищение способностью отдавать себя без остатка людям с пронзительной силой самопожертвования на алтаре искусства жизни.

Александр Вырвич "Шар земной мы вращаем"

В январе 1970 года я, обучаясь в Калининском суворовском военном училище, на зимние каникулы поехал не домой, а к однокласснику, проживающему под Ленинградом. И вот дома у одноклассника был кассетный магнитофон, на котором мы целую неделю слушали песни Высоцкого. До этого я о таком человеке ничего не слышал, включая его песни. И голос, и репертуар (тематика) были такими необычными, отличающимися от всего звучащего по радио и телевизору, бравшими сразу за душу и не отпускающими слушателей. Песни Высоцкого о спорте, о горах, о любви (о чем бы он ни пел) были до того пронзительными, правдивыми, что их хотелось слушать и слушать. Но особенно нам, будущим офицерам, нравились его военные песни.
Пел он, конечно, не голосом, который был тоже своеобразным, а душой. Таких певцов очень мало. Наверное, из известных певцов, по моему мнению, к таким, с определенными поправками и оговорками, можно отнести Леонида Утесова, Марка Бернеса и Аллу Пугачеву. Это высочайшее искусство, а точнее, Божий дар. Но Высоцкий все равно выше перечисленных певцов.
Узнав позже, что Высоцкий не был на войне, я удивился, как он смог, не воюя, так правдиво передать ощущения от боя, боевых условий. И этот пример помог мне в дальнейшем, когда я стал писателем, описывать события, свидетелем которых я не был.


Высоцкий – человек своего времени. Каждое время выдвигает своих героев. Не зря же Лермонтов об одном из таких людей написал роман «Герой нашего времени».
Где сегодня место такому человеку, как Высоцкий? В театре на Таганке – другие актеры, другой режиссер…. В головах у людей другое отношение к жизни. Но все же я думаю, что он не затерялся бы и в современных условиях. Ему хватило бы таланта петь о Сирии, о событиях на Украине, о Крыме и Донбассе, о нашей памяти и отношении к Великой Отечественной войне. Наверное, он так же был бы неудобен чиновникам от культуры и искусства. Потому что такие люди всегда выходят за рамки, им тесно в обозначенных границах. Но именно такие люди «вращают землю» в правильном направлении.


Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. В течение 16 лет, с 1964 по 1980-й был актером Театра на Таганке. На его счету более 20 ролей в театральных постановках. Автор и исполнитель песен под гитару. Высоцкий также играл в кино, самая известная роль – сыщик Глеб Жеглов в кинофильме «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий умер 25 июля 1980 года в Москве, не дожив до 43 лет.


Архивные фотографии из открытых источников
Домодедовские вести
                                                                                      

Вадим Валерьевич ЧЕРНИКОВ, Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА