Домодедово

Яндекс.Погода

четверг, 16 августа

ясно+18 °C

Онлайн трансляция

80 лет со дня рождения Высоцкого: По самому краю

25 янв. 2018 г., 21:13

Просмотры: 326


25 января исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого – журналисты редакции Домодедовских вестей в спецпроекте “Наш Высоцкий» поделились с читателями личными воспоминаниями и впечатлениями о человеке, творчестве и времени….

ДОМОДЕДОВО, 25 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Для каждого уважающего творчество Высоцкого, он свой, неповторимый. Журналисты рассказали о своём первом знакомстве с его творчеством, восприятием его личности, и тем, видят ли они его в наше время, если бы он был жив.

Михаил Панферов. По самому краю

Первую песню знаменитого Высоцкого я услышал на «костях». Так назывались пленки для рентгеновских снимков. Использованные пленки ввиду достаточной плотности и размера шли на изготовление аудиопластинок подпольным образом. Естественно, записывали бардов, поющих артистов, тех, кто был не совсем официален и вхож в разные творческие союзы. Кладешь на диск какие-то ребра и наслаждаешься.

Мне в начале семидесятых было мало лет, но голос Высоцкого поразил, это было ни на что не похоже, нам ведь на уроках преподавали типа «Утро красит нежным цветом…». Хорошая песня, не спорю, но Высоцкий был абсолютно другое. Стихи поэта, абсолютно раскованные, разные, с естественным, свободным языком, просто поражали. Одновременно с нами, с пацанами, Высоцкого осваивали и сорока-, и пятидесятилетние, причем прикипали к его творчеству насмерть. Дальше пошло по нарастающей, появились магнитофоны, и копировать произведения стало намного проще. Высоцкий проявлял чудеса продуктивности, выплескивал переполнявшую его энергию, поэтому новинки появлялись часто. Мы их собирали, формировали целые бобины. Его песни неслись из каждого окна необъятных просторов. Все это общеизвестно. Никто другой в огромной стране и близко такой популярности не имел.

71dc3767c54fbf3.jpg

А никаких снимков поэта не было, в кино, помню, его еще не видел, да и мало было фильмов, не все привозили в села. Поэтому впечатление от голоса и страсти у меня было «втемную» – такой величественный дядька, высокий, кряжистый, настоящий русский медведь. А откуда взяться неистовой силы и мощи голоса и сверхэмоций? И хотя мы уже все знаем, как он выглядел, впечатление никуда не делось. Услышу песню – первым делом мелькнет в сознании этот могучий образ. А потом уже разум возвращает на землю. В его творчестве нравится многое и из серьезных циклов, и юмористических. Но какие же пласты поднял великий человек! Каким же языком разговаривал с народом! Я речь веду только о песнях. Судить об актерской стороне  не хочу – не специалист, в театре не видел, в кино исполнение ролей считаю замечательным, но считаю обывательски. А песни – они всегда со мной. И в голове прокручиваю, и временами просто слушаю.

Не знаю, как бы он жил в последние десятилетия, хотя бы с момента развала Советского Союза. Думаю, такие люди сгорают рано и принадлежат какой-то одной эпохе, им хватает страсти и таланта выплеснуть все в короткий отрезок времени, но глубоко, ярко и всесторонне. Перестраивание, подстраивание, пережидание – не для них. Хотя это мое лишь предположение.

Любим, помним, слушаем.

Игорь Моисеев.  Небо – моя обитель...

Я узнал о Высоцком от «старших товарищей по двору». Патлатые парни в подметающих асфальт брюках-клеш сутками напролет крутили магнитолу, из которой доносился хриплый голос ранее неизвестного мне певца. От его песен дворовые пацаны впадали в какой-то неземной транс. «Ты смотри, как их цепляет-то», – подумал я, наблюдая за ними. Но когда стал прислушиваться к словам песен, зацепило и меня. Неизвестный дядя из магнитофона рассказывал нам самим о нас самих какие-то потаенные, сокровенные и самые главные вещи. Он говорил о войне так, как будто только что вернулся с фронта в заштопанной, запыленной, пропитанной потом серой гимнастерке. Он рассказывал о горных вершинах, на которых «ты еще не бывал», словно только что вернулся с покорения Гималаев. О переживаниях подводников – так, словно только что поднялся в субмарине из морской пучины после многомесячного скитания под толщей океанов. Когда же он в красках излагал диалог в цирке между рабочими ткацкой фабрики Ваней и Зиной, хохотала вся страна. И тогда я понял: это – гений.
Никто из поэтов той эпохи не чувствовал так пульс и нерв времени, как Высоцкий. Он был не только инженером человеческих душ, но и настоящим волшебником слова. Он действительно «приравнял к штыку перо», «жег глаголом сердца людей», будил в душах миллионов самые возвышенные и сокровенные струны. Настоящий успех в России – это когда после исполнения авторской песни или показа кинокартины с твоим участием и фильм, и песню растаскивают на цитаты.

dndkxfxwsaay7j0.jpg

О.М. Грязнов

Владимир Высоцкий на концерте в институте ВАМИ. Ленинград. СССР. Середина 1970-х.

Песни Высоцкого «уходили в народ» целыми куплетами. В нашем городке все местечковые уличные барды исполняли их под гитару ночами напролет. Знать назубок все его песни и стихи считалось хорошим тоном. Мы ждали каждую его новую песню как манну небесную, как очередное откровение гения.

Он был нашим зеркалом, зеркалом нашей истории, в котором мы видели «вспыхнувший танк, горящие русские хаты, горящий Смоленск и горящий рейхстаг, горящее сердце солдата». И от этого волшебного видения наши сердца тоже вспыхивали каким-то неведомым ранее неземным огнем, уносящим нас куда-то ввысь, к голубым небесам, в даль светлую…

По моему глубокому убеждению, Высоцкий – гений на все времена. И в нашем крайне неоднозначном времени он бы наверняка себя нашел. Я считаю, что, по крупному счету, ниша настоящего народного поэта у нас в стране до сих пор не занята никем. Ее пытались освоить многие – Шевчук, Шнур, Гарик Сукачев, Мазаев, Трофим, популярный сейчас в Youtube Ломовой… Надо отдать им должное – какую-то популярность они снискали. Даже у Ломового на Youtube – миллионы просмотров. Но признать их всенародными любимцами было бы большой натяжкой. Нет, не тянут. Как говорила известная киногероиня: «Хороший ты парень, но не орел!». Так и здесь – классные ребята, но не орлы. А вот Высоцкий им был. Он гениально писал о войне. «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые…» – за одну эту фразу, как говорится, можно все простить. Но Россия после его смерти много лет живет от одной войны к дугой. Афганистан, Абхазия, Приднестровье, Осетия, Абхазия, две Чечни… На Донбассе «русский мир» до сих пор обливается кровью. «По выжженной равнине, за метром метр, идут по Украине солдаты группы «Центр». Нечто подобное он мог бы написать и про Донбасс. Сдается мне – Высоцкий рвался бы туда при первой возможности.

Он бы жил на передовой – именно там он нашел бы неиссякаемый источник вдохновения для своего творчества. Каждая из этих войн подарила бы ему массу трагических сюжетов с драматургией высокого накала. Его гений времени неподвластен.


Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. В течение 16 лет, с 1964 по 1980-й был актером Театра на Таганке. На его счету более 20 ролей в театральных постановках. Автор и исполнитель песен под гитару. Высоцкий также играл в кино, самая известная роль – сыщик Глеб Жеглов в кинофильме «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий умер 25 июля 1980 года в Москве, не дожив до 43 лет.


Архивные фотографии из открытых источников
Домодедовские вести
                

Михаил Иванович ПАНФЕРОВ, Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Игорь Николаевич МОИСЕЕВ