Домодедово

Яндекс.Погода

суббота, 17 ноября

ясно+2 °C

Онлайн трансляция

Воскресение Христово – Пасха

08 апр. 2018 г., 11:11

Просмотры: 398


Городской округ Домодедово вместе со всей православной Россией встречает главный церковный праздник – Воскресение Христово, Святую Пасху

Вадим ЧЕРНИКОВ / ДИАМО

ДОМОДЕДОВО, 8 апреля 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Две тысячи лет назад в Иерусалиме произошло событие, которое буквально перевернуло ход мировой истории. Именно ему посвящен главный христианский праздник – Пасха, который православные христиане в этом году отмечают в ночь на 8 апреля.

Накануне
О Воскресении Христовом написаны тысячи и тысячи книг. Этому событию посвящены бесчисленные произведения художников, скульпторов, музыкантов и поэтов. На языках большинства народов христианского мира выходной день получил название именно по событию, происшедшему две тысячи лет назад в далекой Палестине, – Воскресение. А праздник Светлого Христова Воскресения – Пасхи – стал главным торжеством церковного года. Но главное, наверное, в другом. Воскресение Христа, Его победа над смертью стала не просто символом, она стала средоточием веры, надежды и любви для миллионов людей. Мало того, если нет Воскресения Христова – нет и христианства. Как совершенно точно писал апостол Павел: «Если Христос не воскрес – тщетна надежда ваша». Воскресение – это и есть христианство.

Казалось, что весной 37 года нашей эры ничего не предвещало этого переворачивающего человеческое сознание события. Иерусалим, взбудораженный событиями предыдущей недели, отходил ко сну. Сигналом наступления вечера служили хриплые звуки труб со стен Иерусалимского храма. Жители города, перешептываясь о казни на Голгофском холме, внезапной тьме и подземных толчках, расходились по домам. С вечера начинался Шаббат – суббота, в которую традиционно прекращались все мирские дела и заботы. Кроме того, древний город встречал праздник, посвященный Исходу из египетской «земли рабства», – Ветхозаветную Пасху.

Иудейское благочестие не разрешало оскорблять видом распятых на крестах священный день праздника, а потому римские власти приказали их добить. Едва солнце подошло к линии горизонта, несчастным перерубили молотом голени и под тяжестью собственного тела они задохнулись в считанные минуты. Но когда солдаты подошли к Христу, то увидели, что Он уже умер. Поэтому ломать голени не стали. Чтобы удостовериться в наступившем конце, один из солдат ударил тело копьем в бок. Из раны брызнула околосердечная жидкость вместе с кровью. Позже медики именно по этому евангельскому свидетельству определят причину смерти Иисуса Христа. Его сердце, так любившее всех людей, не выдержало человеческой подлости. Оно разорвалось.

Римский закон не мстил мертвым, но и не церемонился с ними. Обычно тела казненных отдавали родственникам. А если родственников не находилось – попросту скидывали в яму неподалеку от места казни или скармливали собакам. В случае с Иисусом о нормальном погребении попросили Пилата уважаемые жители Иерусалима – богач Иосиф Аримафейский и фарисей Никодим. И хотя они не являлись родственниками Христа, прокуратор уважительно отнесся к просьбе и распорядился о выдаче тела.

Скорое погребение
Вечерело. А потому похороны проходили в спешке. Иисуса отерли губками от крови. На лицо положили плат, тело завернули в пропитанную маслом ткань – плащаницу – и положили в пещере, которую Иосиф Аримафейский изначально приготовил для своей семьи. Провожавших было немного. Апостолы в страхе за свою жизнь прятались по конспиративным квартирам. А для других учеников Христа смерть Учителя стала такой катастрофой, что у них просто не было сил присутствовать на похоронах. В погребении, кроме двух мужчин, приняли участие только несколько женщин, которые оставались с Христом до самого последнего Его вздоха. Их любовь, так же как и боль, уже не знала страха.

После совершенных в спешке погребальных обрядов на пещерный проём мужчины по специальным желобам накатили круглый камень – своеобразную «дверь» усыпальницы. Через сутки – раньше не позволял праздник – женщины надеялись вернуться, чтобы отдать Умершему последние почести и прочитать заупокойные молитвы. Вскоре возле пещеры раздалась мерная поступь солдат храмовой стражи. Их послали иерусалимские власти, которые опасались, что тело Христа будет похищено. Сторожить могилу – не лучшее занятие для праздника, но приказ есть приказ. Солдаты с обнаженным оружием встали перед пещерой. Специальный чиновник наложил на камень пломбу с печатью. Ночь спускалась на город.

Из века в век православные верующие словно присутствуют на этом событии, когда в храмах вечером в Великую пятницу совершается богослужение, посвященное погребению Спасителя. Храм словно превращается в ту, Иерусалимскую, погребальную пещеру. В полумраке горят свечи, тихо и проникновенно звучат скорбные погребальные песнопения, плащаница с изображением лежащего в гробе Христа утопает в цветах, на глазах у присутствующих – слезы. К этому погребению можно прикоснуться здесь и сейчас. Достаточно пойти в храм.

Тайна субботы
На следующий день после распятия Иисуса Иерусалим жил своей жизнью. На Храмовой горе шли положенные торжественные богослужения, власти города расслабились. Гроза народного бунта отошла на задний план, ближайшие ученики Галилейского Пророка попрятались. Торжество иудейской верхушки слегка подпортило лишь то обстоятельство, что выдавший им Учителя Иуда повесился. Но, в конце концов, это было его выбором. По городу ползли странные слухи о последствиях случившегося в Иерусалиме землетрясения – из части могил выкинуло кости, некоторые здания перекосило, а многотонная кожаная завеса в Храме лопнула надвое. Но мало ли что говорят? Поговорят – и успокоятся. Нет человека – нет проблемы!

Хотя на тело Иисуса никто даже не думал покушаться, охрану у погребальной пещеры на всякий случай оставили.

Евангелия ничего не говорят об этом дне. Словно его внешняя составляющая не важна. И это правильно. Просто потому, что важна составляющая внутренняя. Христос идет «дорогой смертной тени», путем всех людей, тропой, по которой еще никто не возвращался. Согласно церковному преданию, души всех умерших до Христа оказывались в одном определенном месте. Человек – существо, которое больно грехом, а потому отделено от Бога. Для человеческой души, человеческой личности, которая как губка пропитана грехом, увидеть Бога «лицом к лицу» означает быть мгновенно испепеленной Божьей Святостью, Чистотой и Светом. Именно поэтому место пребывания такой души в древности описывалось как безрадостное, окутанное сумраком и полузабвением. Древние греки называли его – Аидом, иудеи – Шеолом. По нашим понятиям, его вполне можно назвать Адом.

И вот туда, в Ад, в это «место», которое лишено радости общения с Богом, вступает Христос. Он входит туда как Человек. Но Он не просто один из людей, Он – без греха, Он одновременно и Бог и Человек, весь пронизанный Божественным Светом. И этот Свет мгновенно разгоняет мрак. Свет Христов  становится светом для сотен и сотен тысяч людей, которые умерли с верой в грядущего Избавителя. Всем им Христос протягивает Свою руку. Ад может поглотить человека, но он не в силах объять Невместимого Бога. И больше не способен вмещать тех, кому Христос подарил Свой Божественный Свет. А потому мрачная темница попросту распадается. С этого момента нет преграды между Богом и человеком, мостом между ними стал Христос, освящающий всех. С этого момента во Христе открыт путь к Богу Отцу для всех людей. Но пойдет ли человек этим путем, возьмет ли Христа за руку – зависит только от него одного.

«Он воскрес!»
Традиции праздника не позволяли отдать последние почести телу Христа в день субботнего покоя. И преданные Христу женщины решили закончить погребальные обряды в первый день недели. На рассвете дня, который потом назовут воскресеньем, они поспешили к гробнице. В руках у женщин были особые благовония: ароматические масла и миро. Положенные молитвы они с раннего детства знали наизусть. Только одно смущало женщин: отвалить камень от входа в погребальную пещеру им было не под силу. Апостолы побоялись идти с ними, и теперь им нужно было искать мужчин. Может быть, солдаты, охранявшие захоронение, им помогут?

Но когда женщины пришли на место, то в клубящемся рассветном тумане их ждала неожиданная картина. Охраны не было. Тяжелый круглый камень, словно выбитый изнутри, лежал на траве перед входом в погребальную пещеру. А внутри нее ярко переливался свет! Неужели тело Учителя похитили? Или похищают сейчас?

Забыв обо всем, женщины бросились вперед. На краю каменного ложа, который сутки был местом упокоения Христа, сидел окруженный сиянием Ангел. Погребальные пелены лежали, словно сдутый шарик. И в них – никого не было! Женщины застыли от страха.

– Не бойтесь! – сказал им Ангел. – Я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес! (Мф. 28, 5–6)

И многое еще совершилось в этот день. Женщины бросились бежать обратно, чтобы принести весть о Воскресении Христа апостолам. Те им попросту не поверили! Мало ли что почудится обезумевшим от горя, они сошли с ума! Петр и Иоанн поспешили к гробнице, и снова Ангел – и снова весть о Воскресении! Приходит Мария Магдалина, которая говорит, что видела Иисуса – живым! Эта удивительная надежда, предвестник веры, появляется в сердцах еще сомневавшихся апостолов! Все, кроме Петра и Иоанна, уже знают – но боятся поверить: Христос воскрес! Их Учитель – жив! И тут случается невероятное: сквозь запертые двери к ним входит Он Сам. И первыми словами живого, воскресшего Христа были: «Мир вам!».

Сколько тысячелетий ни прошло с момента, когда Христос победил смерть, факт Воскресения словно обращается к сердцу каждого живущего на земле человека. Смерть – не приговор, не конец и не пропасть небытия. Смерть – лишь этап к Жизни Вечной, сон, который обязательно закончится воскресением. Каждая человеческая гробница опустеет, как опустела гробница Христа. Если человек любит Бога, если Христос здесь и сейчас живет в нем, значит, в человеке живет и эта победа Христа над смертью – Его Воскресение. Смерть будет преодолена! И она уже преодолена Воскресением Христовым.

Именно этот момент показан в православном богослужении, когда народ Крестным ходом выходит из храма и оказывается у запертых дверей храма. Здесь священник впервые, словно Ангел, объявляет о небывалом: «Он Воскрес, вот место, где Он был положен (Мк. 16:6).

«Христос Воскресе!» – впервые звучит над народом. И народ отвечает тысячеголосным: «Воистину Воскресе!»

Александр Ильинский,
фото - Вадим Черников (Храм Гроба Господня в Иерусалиме)

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ