Домодедово

Яндекс.Погода

четверг, 19 июля

сильный дождь+21 °C

Онлайн трансляция

Возрожденные святыни: Иоанно-Предтеченский храм микрорайона Востряково

16 июня 2018 г., 8:30

Просмотры: 501


В этом году храм в честь Рождества Иоанна Предтечи в микрорайоне Востряково городского округа Домодедово отмечает десятилетие

ДОМОДЕДОВО, 16 июня 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Без Иоанно-Рождественского храма, расположенного у самых ворот Востряковского кладбища, многие домодедовцы уже не могут представить своей жизни. Он стал центром притяжения для верующих православных людей и символом надежды. О какой надежде идет речь, расскажет корреспондент газеты «Домодедовские вести» Александр Ильинский.

Жизнь вокруг храма
На Руси кладбища издревле возникали возле храмов. Оно и понятно: вся жизнь средневекового города или села была связана с храмом напрямую. Здесь человека вводили в сакральное пространство Православной церкви через Таинство крещения. Храм был местом, где люди получали первые светлые детские впечатления. При храмах учились читать и писать. При этом грамотных людей на Руси было много! Представление о поголовной безграмотности населения в Древней Руси можно считать безнадежно устаревшим после обнаружения в Новгороде Великом тысяч и тысяч берестяных грамот.

В Новгороде уникальные свойства почвы таковы, что береста в ней не разрушается.

На небольших белых лоскутках горожане совсем не выспренным стилем писали об обыкновенных бытовых вещах. Например, что купить из продуктов на базаре. Или – приглашение соседу на вечеринку. Среди таких древних СМС-сообщений попадаются даже любовные записки! А сколько подобных артефактов не пощадило неумолимое время в других городах? В храмах люди вступали в брак – венчались. Посещение богослужений по воскресным и праздничным дням у наших предков считалось правилом хорошего тона.

«Как, ты не идешь на службу, – искренне удивлялись они, – ты что, немец или поганый язычник?».

Наконец, именно под сводами храма с человеком прощались и провожали его в путь «всея земли». В освященную храмом землю ложились поколения и поколения русских людей. Кладбище не мыслилось как мрачное или «гиблое» место. Об этом красноречиво говорит славянское название кладбища – «погост». Погост – это место, где тело человека временно «находится в гостях», гостит. Ведь если воскрес Христос, то неминуемо должны воскреснуть те, кто в Него веровал, исповедовался и причащался. Воскреснуть, чтобы войти в радость «новой земли» и «нового неба», где Бог «отрет всякую слезу». Войти со Христом туда, где «нет болезни, печали и воздыхания – но жизнь бесконечная». Кладбищенский крест наши предки не воспринимали, как «окончательный крест» на человеческой жизни. Он был символом великой надежды на вечную радость и вечную жизнь.

До основанья, а затем…
Советское время изгнало храмы с кладбищ, как «идеологически чуждый элемент». Их безжалостно ровняли с землей. Особенную ненависть вызывали могильные кресты. Они не должны были напоминать гражданам коммунистического государства о религии. Кресты следовало заменять на металлические стелы с пятиконечными звездами или уничтожать. Там, где это было невозможно, – уничтожалось все кладбище. Центральные старые погосты, которые наши предки буквально лелеяли, постигла печальная участь. В худшем случае их закатывали в асфальт или превращали в парки «культуры и отдыха», как произошло в Москве в случае с Парком Горького. Его построили буквально на костях. В лучшем случае – устраивали на месте кладбищ «зеленые зоны».

Взорваный храм СССР.jpg

Сколько за 70 лет было уничтожено православных погостов – и не сосчитать. Но люди умирали, а потому создавались новые кладбища «советского типа». Это были целые города мертвых со своими проспектами, улицами и переулками. Некоторые из них сравнимы с мегаполисами, как знаменитое Домодедовское кладбище. Некоторые занимают совсем небольшую площадь. Но везде советская власть запрещала размещение храмов. И везде прятала их «с глаз долой». Советский человек, строивший «светлое будущее», не должен был лишний раз задумываться о смерти.

С крушением атеистической идеологии русские люди почувствовали огромную потребность в душевном утешении. Особенно – на «советских» кладбищах, чьи убогие «могильные» ячейки напоминали ненавистную коммунальную квартиру. А потому, спустя сто лет после революции, пошел обратный процесс. Храмы стали возвращаться на погосты. И сейчас уже трудно найти кладбище без православной церквушки или часовенки. Золотая свеча маковки и колокольный звон снова говорят людям, что смерть – не конец человеческого пути. У людей есть надежда. И эта надежда – в воскресшем Христе.

Свеча надежды
Именно так произошло в микрорайоне Востряково городского округа Домодедово. В 2004 году православная община обратилась в местную администрацию с просьбой о выделении земельного участка под строительство храма. Верующие люди очень хотели, чтобы церковь была построена как можно ближе к месту последнего упокоения их родственников. И администрация их просьбу уважила, предоставив общине место перед входом на Востряковское кладбище. Настоятелем нового прихода был назначен молодой священник Сергей Ухорцев.

И работа закипела! Сначала православные люди расчищали территорию и собирались на молитву в чистом поле. Но уже через два года был торжественно заложен фундамент основного каменного храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Пока велись строительные работы, прихожане молились в небольшой деревянной церковке во имя Феодоровской иконы Матери Божьей, которая была выстроена как временное помещение. Но эта церковка получилась настолько удачной, что существует до сих пор – в качестве помещения для совершения Таинства крещения.

Отец Сергий сумел собрать вокруг храма дружную общину, в которой радость отдельных людей становилась радостью для всех, а печали делились поровну.

7 июля 2008 года, на престольный праздник в честь Рождества Иоанна Предтечи, состоялась первая Божественная литургия в новом каменном храме. Радости верующих людей не было предела! Уже в декабре того же года на храм были подняты купола, которые торжественно освятил благочинный Домодедовского церковного округа протоиерей Александр Васильев. В тот же день были освящены и подняты на колокольню колокола. Храм обрел свой неповторимый мелодичный голос.

P1070863-001.JPG

Сейчас возле храма выстроены подсобные помещения, трапезная и газовая котельная. Территория, обведенная кованым забором, утопает в цветах, на детской площадке всегда полно играющей ребятни. При храме действует воскресная школа для детей, ведутся беседы перед Таинством крещения, община во главе с отцом Сергием регулярно совершает паломнические поездки по святым местам. Снаружи обложенный красным кирпичом, внутри храм расписан в светлых тонах древнерусской традиции, белый золоченый иконостас радует глаза, один из лучших хоров в Домодедовском благочинии поет со специального внутреннего балкона.

Суть христианства – радость о воскресении Христа. Эта радость о том, что человек не брошен в одиночестве в этом объятом тревогой и несправедливостью мире. Бог для того и пришел на Землю, чтобы остаться здесь навсегда, чтобы взять человека за руку и вести через рождение, жизнь и смерть – в радость воскресения.

Мы живем во времена чудес. И может быть, главное чудо нашего времени состоит даже не в том, что возрождаются порушенные храмы. Даже не в том, что красота колокольного звона, золотые свечи колоколен и тихое пение богослужения снова становятся частью повседневной жизни. Главное чудо – оно в русских людях. Смыслом человеческого бытия в России, смыслом человеческого возрождения снова, как было испокон веков, становятся вера, надежда, любовь и радость о воскресшем Христе. Именно эта радость, этот свет надежды и позволяет c оптимизмом глядеть вперед – в будущее нашего Отечества.

Александр Ильинский

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ