Домодедово

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 апреля

пасмурно+4 °C

Онлайн трансляция

"Вода крещения господня" - духовные истоки великого праздника

17 янв. 2017 г., 13:25

Просмотры: 927


Об истории праздника Крещения Господня, и его духовной сути рассказывает Александр Ильинский, корреспондент газеты «Домодедовские вести»

Праздник Крещения Господня (Богоявления) православные христиане отмечают 19 января. Во всех храмах городского округа Домодедово прихожан ждут празничные службы, и святая крещенская вода. Иордани и купели оборудуются  для домодедовцев и гостей округа. Праздник же один из главных в христианской вере и напоминает верующим о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа.

Почти тридцать лет Христос оставался вдали от мира, в глухом назаретском селении. Евангелисты целомудренно молчат об этом Его периоде жизни. Выходу Иисуса Христа на общественное служение предшествовала пламенная проповедь последнего пророка Ветхого Завета – Иоанна Крестителя. Пророк, охваченный предчувствием близости Царствия Божия, звал народ к покаянию. Сотни людей стекались на берег реки Иордан, чтобы отречься от грехов и достойно приготовиться к встрече Спасителя мира. Иоанн Креститель совершал над ними обряд священного омовения, который был зримым знаком начала новой жизни.

Внезапно в толпе кающихся появился никому не известный Иисус из Назарета. Не желая выделяться, Он, как и другие, попросил крещения у пророка. Безгрешный, Он словно указывает грешникам путь к Богу через скромность и очистительное покаяние: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Согласно Евангелию от Луки, во время крещения отверзлось небо и Дух Святой нисшел на Иисуса в телесном виде, как голубь, и «был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение». Когда Иисус после крещения направился в пустыню, потрясенный Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Сей есть Агнец Божий, берущий на Себя грех мира».

Таким образом, Иоанн Предтеча был первым, кто открыто назвал Иисуса Христа Мессией. С этого дня начинается стремительный трехлетний путь Христа, изменивший историю человечества.

Главное песнопение Крещения – тропарь – раскрывает духовный смысл праздника. В переводе на русский язык оно звучит так:«При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице. Ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, именуя Тебя «возлюбленным Сыном». А Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Праздник Крещения Господня предваряет крещенский Сочельник. На 18 января приходится строгий пост до «первой звезды». По окончании продолжительного утреннего богослужения 18 января полагается первое Великое освящение воды. Освящая воду, Церковь свидетельствует, что после явления Бога в мир, после Его рождения и крещения, все творение имеет причастность Царству Божию. Явившийся в мир Богочеловек Иисус Христос запустил процесс преображения материи и изгнания из нее всякого греха и нечистоты. Особенно явственно это христиане переживают в Таинстве причащения. Поэтому так важно для православных в день Крещения Господня не только прийти на службу и получить святую воду, но и приобщится Святых Христовых Таин.

Обряд Великого освящения воды. Храм Святителя Николая Чудотворца. с.Лямцино. г.о.Домодедово. 19 января 2015 г.

Обряд Великого освящения воды повторяется в неизменном виде 19 января в самый день Крещения Господня. Распространенное поверье о разных свойствах «богоявленской» и «крещенской» воды неправильно. Богоявление и Крещение Господне – двойное название одного и того же праздника. И чин освящения воды 19 января ничем не отличается от чина освящения воды, совершенного накануне. Это одна и та же святая вода, называемая по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Дважды освящают воду только для того, чтобы все желающие могли ее получить. Верующие с благоговением хранят крещенскую воду в течение года, пьют натощак и окропляют ею свои жилища.

Крещенское купание не несет, как думают многие, очищение от грехов, а является только богатырской народной забавой. Очищение от грехов православные христиане могут получить только через Таинство покаяния. 

Есть еще один, чисто духовный аспект этого великого праздника.

Двести лет назад Гавриил Романович Державин написал стихи:

Река времен в своем теченье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остается
От звуков лиры и трубы:
Все пастью времени пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Казалось бы, перед нами горестный и правдивый итог любой человеческой жизни. Жизни, в которой – что бы мы ни делали, как бы ни пыжились и не суетились, итог один: смерть и полное всепоглощающее забвение. Мы не помним имен собственных прадедов. И наши правнуки – в свою очередь – забудут и наши имена. Все бессмысленно. Наше горение, любовь, богоискательство и правда безвозвратно исчезнут в мутном потоке истории.

И это было бы абсолютной правдой, если бы в поток этой истории не вошел Бог.

Христос пришел на реку. Почему? Почему именно на реке Иордане совершилось Богоявление, не на Генисаретском озере или Силоамской купели? Ключ для понимания в том, что Христос пришел именно на реку.

Для одних, как для Державина, речные воды – зримый символ утекающего безвозвратно времени. Оно, словно щепки, уносит в неизвестность и забвение все, что дорого человеку. Уносит любимых, родственников, дела и стремления. А под занавес река уносит и самого человека.

Для других река – символ родовой и семейной жизни, истекающей маленьким ручейком из неизвестной расщелины, чтобы потом через мощный и бурный поток потомков послужить основанием моря племени или народа.

Для третьих воды реки ассоциируются с постоянством. Вода течет не переставая. И кажется, нет этому монотонному движению ни начала, ни конца. Как мельничное колесо, на реке жизни вертится круговорот человеческих поступков, судеб и смертей – колесо Сансары. И уже не важно, чье отражение мелькнет на неверном зеркале воды: лица сливаются в один лик – лик смеющегося Будды.

Кто-то плывет по течению реки, кто-то гребет против него. Некие мудрецы, в камышах на берегу, ожидают звездного часа, когда мимо проплывет труп врага. И, сами того не замечая, превращаются в обыденный замшелый предмет пейзажа. Сириец Нееман смывает в воде проказу, а мытари, грешники и блудницы – грехи.


Кто-то черпает из реки воду для орошения полей, кто-то – сливает канализацию. Грязь человеческая плывет по реке от истока к устью. И в самый центр ее, в реку, в историю, в самое средоточие нашей жизни, входит Бог. 


Праздничная служба на Богоявление. Храм Святителя Николая Чудотворца. с.Лямцино. г.о.Домодедово. 19 января 2015 г.

Безгрешный Бог – Он окунается в чуждый Ему человеческий грех с головой. Ведь Ему не все равно то, что происходит с человеком. Ведь Он не Бог далекого и безличного космоса. Он – Бог каждой человеческой жизни. Личный Бог каждого. Он хочет быть рядом. Он – не там, на небе, а здесь – на земле, среди нас. Господь посреди нас! В виде древней старушки, которой надо помочь перейти дорогу. В виде плачущего ребеночка. В виде больного соседа. Он принимает все течение всей человеческой жизни от рождения до смерти, Он Сам входит в реку. Зачем? Затем, чтобы, взяв за руку каждого, вывести из мути и грязи на солнечный берег пребывания с Ним и Его любви.

Главное – не отталкивать Его руку.

Александр Ильинский, Домодедовское информагентство
Архивные фото и иллюстрации, в том числе из архива Храма Святителя Николая Чудотворца. с.Лямцино. г.о.Домодедово.

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ