Яндекс.Погода

воскресенье, 8 декабря

облачно с прояснениями+2 °C

Онлайн трансляция

Великий пост православные россияне встречают 11 марта

11 марта 2019 г., 10:01

Просмотры: 4956


Великий пост или Святая Четыредесятница это период особой духовной и телесной подготовки к главному празднику Православной церкви – Пасхе Христовой

ДОМОДЕДОВО, 11 марта 2019, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Начало Поста приходится на понедельник 11 марта. Согласно богослужебному уставу, он продолжится до пятницы 19 апреля 2019. Затем с Лазаревой Субботы 20 апреля до субботы 27 апреля следует особый период. В эти дни Православная церковь вспоминает события Страстной недели. Итак, Постное время продлится с 11 марта по 27 апреля. Наконец, в ночь с 27 на 28 апреля 2019 года православные христиане будут встречать главный праздник церковного года – Воскресение Христово или Пасху.

Краткая история Великого поста
Для православного христианина сорок дней Великого поста – не просто время воздержания от животной пищи. Прежде всего, Святая Четыредесятница – так правильно называются постные дни – время духовного паломничества к празднику Пасхи.

Kramskoi_Christ_dans_le_d--sert-e1458884825665.jpg

«Христос в пустыне», Иван Крамской

Продолжительность поста, который очень рано приняла Церковь, связана с воспоминанием о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. В древности посты были суровыми. Согласно повествованию евангелистов, Иисус Христос не вкушал в эти сорок дней вообще ничего. Из подражания Христу или пророку Моисею многие из христианских подвижников проводили это время так же – без пищи. Но в обыкновенной христианской жизни Великий пост установился в более умеренном варианте. Его повсеместное распространение связано с другой древней церковной практикой. Дело в том, что в древности люди, желающие принять Таинство Крещения, проходили долгую подготовку и обучение основам православной веры. Завершал катехизацию сорокадневный пост, которым человек проверял себя через сугубую молитву и ограничения в пище – хватит ли ему сил и мужества, что бы идти по жизни христианином? Если внутренний ответ и отзывы наставников были положительными, человек принимал Крещение на праздник Пасхи Христовой. Многие христиане из солидарности с такими людьми, тоже постились. Было замечено, что сорок дней углубленной молитвы, воздержания, милосердия и самодисциплины положительно влияют на душу человека. А потому постепенно пост стал доброй традицией, которая уже в IV – V веке стала обязательной для всех.

Интересно, что воздержание от мясных, рыбных или молочных продуктов никогда не связывалось с тем, что подобная пища нечиста или плоха. Понятие ритуальный нечистоты чуждо для христианства. Все сотворенное Богом для человека – хорошо.

О целебности диет в Древнем мире знали хорошо, но не это занимало умы отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст. Дело в том, что мясные продукты в регионе Средиземного моря были дороги. А продукты растительные – дешевы. «Посчитай разницу, – писал еще в IV веке Иоанн Златоуст, – и отдай ее неимущему брату». Милосердие и помощь неимущим людям – вот что, кроме аскетической самодисциплины, было одним из краеугольных камней Великого поста. Идея телесного воздержания поста проста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Поэтому, когда сейчас человек приходит в ресторан и демонстративно заказывает дорогие постные блюда, то его поведение никак нельзя назвать христианским. Это фарисейство – в чистом виде.

Пост телесный
Если сказать коротко, то в период Великого Поста православные христиане стараются исключить из рациона все продукты животного происхождения. Интересно, что отказ от молока, мяса, яиц и рыбы не является «пределом». Например, монахам в эти дни предписано ограничение в количествах приема пищи и сухоядение – невареная пища без растительного масла. Но монашествующие являются своеобразной элитой, «спецназом» Православной церкви. А потому экстремальные требования для монашествующих никогда не предъявляются к обычным христианам.

Каждодневный постный режим питания православного человека – это вареная растительная пища, приправленная маслом, салаты, супы, компоты, фрукты и овощи.

От телесной составляющей поста традиционно освобождаются маленькие дети, беременные или кормящие женщины, немощные старики, служивые люди и путешествующие христиане. В случае болезни благословляется рыба и молоко. Вообще, сейчас прежде чем вступать в Великий пост, среди православных верующих принято проконсультироваться со священником о мере постных ограничений. Например, в смешанных браках, где есть те, кто еще не пришел к вере, священники вместо пищевых ограничений иногда советуют ограничения в просмотре развлекательных телепередач или интернет-сайтов. Тоже касается сексуальной сферы семейной жизни. И таких вариантов может быть много. Не человек для поста, а пост – для человека.

Духовный смысл Великого поста
Великий пост – время паломничества к празднику Пасхи. Как и всякое паломничество, оно требует усилий. Прежде всего – духовных. Если хотите, Великий пост можно сравнить с боевыми действиями, где каждый христианин – это мобилизованный солдат, все мысли которого направлены на победу над врагом. В данном случае враг – это собственная лень, дурные привычки, косность и эгоизм. Все, что мешает нормальному общению с Богом и христианскому отношению к людям должно быть без колебаний откинуто в сторону. Все что помогает – максимально увеличено.

Инструментарий тут велик. Православные христиане призываются к особым делам милосердия. Увеличивается продолжительность молитв. Те, кто в обычные дни не прикасался к страницам Евангелия – перечитывают его. Те, кто читают Священное писание регулярно – прибавляют к нему книги из свято-отеческой литературы. Очень большое внимание уделяется храмовому богослужению. Исповедь и Причастие становятся тем зеркалом, в которое человек пристально всматривается в дни Поста, пытаясь понять: что мне мешает жить в полной радости общения с Богом? Какие плоды моей жизни с Богом я могу предъявить своей совести? Стал ли я честнее, милосерднее, терпимее к окружающим? Помогал ли бедным и немощным? Одним словом: является ли любовь к Богу и ближним стержнем моей жизни? В конечном итоге именно стяжание любви – как главной христианской добродетели – и является целью всего духовного делания и опыта Великого Поста.

Подведем итоги
Первое. Великий пост – это время духовного паломничества православного христианина к пасхальному торжеству. Пост – средство, отрешившись от ненужных телесных удовольствий трезво оценить себя: кто я без этих удовольствий? Могу ли я отказавшись от чего-либо оставаться отзывчивым к ближним? Смогу ли я, немного сменив образ жизни, остаться христианином?

Второе. «Вера без дел мертва» – как говорит апостол. Великий пост – время усиления молитвы, частой Исповеди, единения в любви со Христом посредством участия в Евхаристии – то есть Причащении Христовых Тайн. Без церковных Таинств пост превращается в простую диету. Кроме того, Великий пост – время для особого милосердия к ближним, благотворительности и добрых дел. Если кто из наших близких или соседей нуждается – самое время для деликатной помощи и поддержки таких людей.

Третье. Меру телесного поста нужно обязательно обсудить со священником! Посторонний взгляд поможет нам избежать крайностей! Часто бывает, что люди начинают усиленно поститься и молиться, а потом не выдерживают и «срываются во все тяжкие». А если сорвались – не отчаиваемся, идем снова на исповедь и спокойно и трезво продолжаем поститься, стараясь крайностей не повторять.

Четвертое. От поста телесного освобождаются маленькие дети, больные, которым пост противопоказан, в том числе беременные женщины. Необязателен пост и для «в пути сущих». Не «человек для поста – но пост для человека». Еще раз повторю – лучше трижды переспросить священника, чем навредить себе или своим близким. Иногда не смотреть телевизор, например, полезнее, чем не есть мясо. Есть семьи, где жены, мужья или взрослые дети – люди неверующие, и они привыкли к определенному рациону. Приходит пост, и начинаются семейные неурядицы из-за пищи. А ведь любовь – выше поста. Если начинаются ссоры – зачем такой пост нужен? Заранее посоветуйтесь со священником, как в таком случае быть.

Тоже касается и походов в гости. Приходит человек к знакомым и начинает говорить: «это я буду, а это нет», и тем самым огорчая хозяев. Очень многие святые люди и великие постники в гостях ели все, что им дают. Однако это совсем не означает, что нужно специально ходить по друзьям, чтобы наесться вволю.

Пятое. Кроме всего прочего, Великий пост – упражнения в послушании. В частности в послушании Церкви, которая рекомендует соблюдение Великого поста. Именно рекомендует, а не навязывает. Делается это для того, чтобы душа могла без препятствий от «дебелой плоти» участвовать в реально важных событиях церковного календаря. Без поста соучастие православного христианина в празднике Воскресения Христова будет в лучшем случае ограничиваться «воспоминанием» или «ассоциацией», как в протестантских церковных сообществах.

И последнее. В Евангелии Христос говорит Своим ученикам:

«Когда же ты постишься, не будь унылым как лицемеры».

Согласно православной традиции, уныние и скорбность не являются проявление постности и углубленности в духовные материи. Скорее наоборот: уныние – симптом того, что человек ведет неправильный образ духовной жизни. Примечательно, что монахи – одни из самых светлых и радостных людей, из тех, которых я встречал. Пост не нечто показное для всех, а есть своеобразное таинство общения между человеком и Богом, нечто очень личное и сокровенное для христианской души. Так будем же не «выпячивать» его перед всеми, чтобы они нас хвалили: «Ах, какой ты постник!». Пусть для окружающего мира, для сослуживцев и соседей он будет тайной. И Бог, видящий тайное, обязательно воздаст постящемуся – явно.

С наступившим Великим постом и приближающимся Праздником Воскресения Христова, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский,
в оформлении материала использована картина Олега Сизоренко «Великий пост» (к подзаголовку "Пост телесный") 

Вакант, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ