Домодедово

Яндекс.Погода

понедельник, 28 мая

пасмурно+14 °C

Онлайн трансляция

Петр и Феврония Муромские – покровители семьи

08 июля 2017 г., 9:00

Просмотры: 1281


День семьи, любви и верности празднуется 8 июля: в парке «Елочки» г.о. Домодедово стоит красивый каменный храм, построенный на месте небольшой деревянной часовни, построен он в честь святых Петра и Феронии Муромских относительно недавно, но уже стал достопримечательностью округа

праздник 8 июля в Домодедово

ДОМОДЕДОВО, 8 июля 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – В храм в «Ёлочках» по воскресениям стекаются на молитвы православные христиане, здесь не просто любят, но и считают долгом побывать молодые пары. Все это не просто так. Этот красивый и по-домашнему уютный храм посвящен благоверным князьям Петру и Февронии Муромским, которые считаются в России покровителями православного брака. Об этих людях, чья святость и жизнь стали одной на двоих – наш материал.

Без веры нет нравственности
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ Слова «верность», «доверие», «уверенность» и «вера» – однокоренные. История показывает, что там, где теряется вера, утрачиваются и все однокоренные понятия. Когда после революции 1917 года православная вера оказалась под запретом, никто не догадывался о демографической катастрофе, которая неизбежно должна за этим последовать. А ведь все предельно просто! Вера является стрежнем нравственной жизни человека. Без веры человек теряет нравственную опору, ему сложно объяснить то, почему надо хранить верность в браке, и зачем вообще брак нужен. Люди запросто сходятся и также запросто расходятся.

Так и было сразу после революции, когда институт брака и семьи, державшийся во многом на вере, практически распался. Вспомните фильм Гайдая «Не может быть!», в которой герой одной из новелл, автором сценария которой был Михаил Зощенко, «быстро женился». Но в тридцатых годах прошлого века в СССР эта проблема решалась легко. Володька Завитушкин в исполнении Леонида Куравлева «на следующий день пошел и развелся. Делов-то!».

От этих «встреч» остаются дети. А так как основная нагрузка по воспитанию детей ложилась на женщин и им в одиночку сложно прокормить детей, рождаемость в государстве катастрофически начала падать. Если до революции наши предки имели крепкие семьи и могли воспитать 8–10 детей, то в конце советского периода многодетные семьи стали музейной редкостью. Девяностые вообще стали демографической катастрофой. Да и теперь на двух взрослых приходится лишь по одному новорожденному. Нетрудно посчитать, как население России сократится в самое ближайшее время. Так деградация семьи приводит к деградации нации. И как следствие – перестает существовать национальное государство. На освободившуюся землю, где вымерло коренное население, неизбежно приходит другой народ и устанавливает там свои порядки.

Надо сказать, что Президент Владимир Путин и правительство России осознали тяжесть создавшегося положения. В сложной экономической ситуации они делают все, чтобы переломить катастрофическую демографическую ситуацию в стране. При этом совершенно понятным становится та поддержка, которую государство сегодня оказывает традиционным религиозно-нравственным ценностям в России. Государство и православная Церковь оказались крайне заинтересованы в сохранении института семьи и брака.

Наша страна, имеющая тысячелетнюю историю, уже сталкивалась с подобными вызовами. И успешно отвечала на них. Так было в тринадцатом веке, в период монгольского завоевания. Так было и в веке семнадцатом, когда смута поставила под вопрос саму российскую государственность. Так происходит и сейчас. История – это карта тех рифов и отмелей, через которые уже проходил корабль нашего национального государства. Поэтому так важно вглядываться в ее страницы. Одна из таких страниц – жизнь Петра и Февронии, средневековых князей маленького городка Мурома на окраине России. В их жизни было что-то очень важное, что-то очень близкое нашему дню и нашим реалиям.

Русь перед нашествием
XII–XIII века называют Золотым веком древнерусской культуры. Создавались удивительные по красоте белокаменные храмы, писались книги и иконы, Свод законов Ярослава Мудрого стал общепризнанным, в Новгороде Великом грамотность достигла такого уровня, что записки на бересте писались по самым незначительным поводам самыми простыми людьми. Есть основания полагать, что так же было во всех крупных городах древней Руси. Просто особенности почвы на Новгородской земле таковы, что часть этих средневековых СМС-сообщений дошла до археологов.

При монастырях действовали библиотеки и школы, больницы и паломнические центры. Впитавшая в себя лучшие традиции Византии, Русь была широко известна в Европе как центр просвещения. Русские княжны выходили за королей Франции, Норвегии, Венгрии и Чехии замуж. Но наряду со всем этим уже четко наметилась и другая тенденция. Некогда единое государство, Русь начала дробиться на мелкие удельные княжества. Обособленные жители русских княжеств начали в первую очередь осознавать себя, как киевляне, владимирцы и новгородцы, но не как русские люди.

Военные конфликты между княжествами стали обыкновенным делом, причем нормальным считался и грабеж, неизбежный при любом военном конфликте. Князья, в угоду сиюминутным политическим интригам, не только заключали военные союзы или разрывали их. Они стали пользоваться клятвопреступлением как инструментом политики. Целует какой-нибудь князь крест о «Вечной дружбе» с соседом, а при удобном случае отступается от клятвы. Обыденным делом считалось убийство посла или даже князя сопредельного княжества на дружеской или семейной пирушке.

Сообщения о разводах князей все чаще стали мелькать на страницах летописей. Как властители, так и подданные вели себя не лучше. Единственной объединяющей и нравственной силой на Руси оставалась православная Церковь. Именно церковные деятели не уставали повторять о том, что грех – это зло, и разделенное государство слабо и беспомощно перед внешней угрозой. Но тщетно. Князья беспечно пировали, воевали, веселились, разводились и снова женились. Новгородцы грабили владимирцев, и наоборот… А с Востока уже надвигалась гроза татаро-монгольского нашествия.

Святые Муромские князья
На этом фоне политического и нравственного упадка жизнь князей Петра и Февронии Муромских очень ярко врезалась в народную память. Слишком она контрастировала с окружающей действительностью. Интересно, что сказание о них было записано лишь два столетия спустя, а житийная литература вообще не упоминает ничего, кроме их имен.

Петр и Феврония, памятник

Историки отождествляют Петра и Февронию с князьями Муромскими Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией. Княжеская чета правила Муромом с 1205 по 1228 год и прожила жизнь душа в душу, оставив после себя троих детей: Юрия, Святослава и Евдокию. В то время, когда соседние князья вовсю делили власть, воевали друг с другом и разоряли города, грабили монастыри и жгли деревни, муромские князья принципиально не участвовали в политических сварах, сосредоточившись на делах семейных, христианском милосердии и строительстве. Алчности, клятвопреступлению, похоти и раздору княжеская чета противопоставила жизнь с Богом, верность, любовь и заботу о ближних.

Оказалось, что можно не только самим жить в любви, согласии и верности, но и на этой базе строить государство. Святость и целомудрие – сила, да еще какая. Особенно, если эта святость явная. Из суеверного ужаса воинственные соседи просто не смели беспокоить муромские владения. В конце жизни, по обычаю отцов, Петр и Феврония приняли монашеский постриг. Скончались они на Светлой Седмице в апреле 1228 года. Для соседей это стало еще одним уроком. Согласно древнему русскому преданию, все православные христиане, которые вели жизнь верующих людей, в дни Светлой Пасхальной недели отправляются прямо в Рай… Люди, словно чувствовали, что с уходом этой княжеской четы, наступает какое-то новое время. И они не ошиблись. Через девять лет по русским княжествам, разоренным вечными усобицами, застучали копыта боевых коней армии Батыя.

Но именно тогда, после Батыева погрома, на развалинах Древней Руси зародилась современная Россия. И нравственным ее ориентиром стали не алчность, предательство и властолюбие, а вера, любовь и верность.

Одним из олицетворений этих понятий стали благоверные князья-супруги Петр и Феврония Муромские. На их гробнице начали происходить чудеса. Спустя триста лет, Собор 1547 года признал их святыми. В 1553 году царь Иоанн Грозный построил над их мощами храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а тела самих князей, оказавшиеся нетленными, положили в серебряную раку. Там они и почивали до советского времени, когда были выставлены в антирелигиозном музее с уничижительными комментариями. В 1992 году мощи святых Петра и Февронии были возвращены Церкви. С того же года они открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме, где каждый может к ним прикоснуться.

Уроки истории
Мы плохо знаем историю. И не учим ее уроков. Наше время очень похоже на то – предгрозовое время XIII века. Число разводов практически сравнялось с числом заключенных браков. Обыденностью стали матери-одиночки и брошенные дети. Ученые уже буквально кричат, что как то было не раз в истории, развал семьи неизбежно приводит к ослаблению и деградации государства. Может быть, именно поэтому нравственность жизни снова стала так актуальна. А пример жизни Петра и Февронии Муромских – так заразителен. Если эти люди, облечённый властью и ответственностью сумели прожить жизнь в вере, любви и верности, то почему каждый из нас – простых людей – так не сможет?

И пока мы глядим на их пример, пока не оскудевает молитва и поток паломников к этим святым, для России есть еще надежда. Это надежда снова стать сильной страной сильных духом людей, для которых однокоренные слова «вера и верность» будут не пустым набором бессмысленных букв, а правилом и девизом всей жизни. Об этом нам и говорит праздник семьи и верности, который отмечается 8 июля во всей России.

Александр Ильинский, Домодедовское информагентство
Фото из открытых источников, в оформлении использована картина Александра Простева 
"Что Бог сочетал, человек да не разлучает".

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ