Домодедово

Яндекс.Погода

пятница, 20 июля

облачно с прояснениями+24 °C

Онлайн трансляция

Три ступени духовного восхождения – первые три недели Великого поста

02 марта 2018 г., 11:48

Просмотры: 531


В России продолжается Великий Пост

ДОМОДЕДОВО, 2 марта 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Великий пост, начавшийся 19 февраля, делится на шесть недель, к которым прибавляется шесть дней Страстной седмицы. Эти шесть недель можно смело назвать ступенями восхождения для православных христиан к самому главному торжеству церковного года – празднику Пасхи, который будут отмечать 8 апреля. О первых трех неделях или ступенях Великого поста, об особенностях богослужения, питания и внутреннего делания и пойдет речь.

Перед Великим Постом
Великий пост не сваливается, словно снег, на голову верующего человека. Ему предшествует месяц духовной и телесной подготовки. Самая известная неделя из этого месяца – Масленица или Сырная неделя. Масленица отличается от всего церковного года не только застольями, блинами и широкими народными гуляниями. Именно во время Масленицы храмовое богослужение начинает напоминать великопостное, а по средам и пятницам звучит главная молитва следующих шести недель – молитва Ефрема Сирина. На славянском языке она звучит следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

В этом коротком тексте сосредоточен весь смысл духовного восхождения Великого поста. Праздности, унынию, низкопоклонству, пустой болтовне противопоставлены целостность христианского мировосприятия, трезвость мысли, мужество терпения и деятельная любовь. Цель поста – внутренняя свобода в Боге. Только свободный внутренне человек становится свободным и внешне, чтобы в этой свободе восходить по ступеням самосовершенствования.

На трапезе православные христиане уже воздерживаются от мясных продуктов. Наконец, в Прощёное воскресение, православные испрашивают друг перед другом прощения за все свои прегрешения. Это и понятно: в Пост издревле было принято вступать с чистым сердцем.

Первая Неделя Великого поста
Понедельник 19 февраля большинство православных храмов городского округа Домодедово начали с великопостного богослужения. Оно вдвое или втрое продолжительнее обычного, его напевы сдержанны, духовенство облачено в «постовые» ризы лилового или черного цветов. Главным духовным событием первой недели Поста по праву считается чтение в храме Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Развернутое поэтическое произведение, написанное в VII веке по Рождестве Христовом, актуально и в наши дни. Читается оно вечером в первые четыре дня Великого поста. Через призму примеров, взятых из Ветхого и Нового заветов, преподобный Андрей обращается к каждой христианской душе с призывом изменить жизнь через её осмысление в Боге – через покаяние. Верующие по традиции стоят в храме со свечами, многие плачут. Немного литературных произведений в человеческой истории может похвастаться таким сильным воздействием на чувство и разум, как эта поэма, написанная полторы тысячи лет назад.

По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных даров – великопостная Вечерня с чином Причащения.

В субботу первой недели Великого поста Православная церковь торжественно отмечает память великомученика Феодора Тирона. В III веке после Рождества Христова этот святой помог христианам избежать хулы и насмешек со стороны римского императора Юлиана Отступника. Уже тогда христиане придерживались строгих пищевых ограничений в период Великого поста. Одним из этих ограничений был запрет прикасаться к чему-либо, что посвящено языческим богам.

Феодор ТиронИмператор Юлиан приказал тайно окропить все съестные припасы на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Расчет был сделан не только на то, чтобы опозорить церковное руководство, но и чтобы внести раскол в ряды самих христиан. Причем, не только христиан Константинополя. Ведь в то время те, кто вкушал пищу, которая посвящалась языческим богам, считались вероотступниками. А тут Юлиан задумал сделать «вероотступниками поневоле» всю столицу Империи! Понятно, что если бы замысел императора удался, шуму он наделал бы по всем римским владениям. Святой Феодор, явившись во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию, предупредил христиан о замысле императора. И провокация была сорвана: столичная церковная община перешла на «резервный вариант» питания, который состоял из вареной пшеницы с медом – колива или кутии. Император был посрамлен, и церковная смута не состоялась. Как память об этом событии Церковь установила отмечать праздник Федора Тирона в первую субботу Великого поста.

Торжество Православия
Наконец, в воскресный день первой недели Великого поста Церковь отмечает праздник Торжества православия. История этого события отсылает нас к далёкому IX веку, когда христианский мир раздирали яростные споры о возможности или невозможности изображать Иисуса Христа, Божью Матерь и святых в живописи. На Юге, между Персией и Византией, получил распространение Ислам, последователи которого категорически отвергали все священные изображения. Новая религия была воинственна. А потому, чтобы не обострять ситуацию, византийские императоры волевым решением запретили иконы. Иконы сняли с храмов, мозаики и росписи с изображениями человеческих фигур уничтожили. Мало того, иконописцев, монахов и простых людей, которые держали иконы дома, подвергли жесточайшим преследованиям, как идолопоклонников. Императорам в общении с мусульманами помогло это мало, зато рассорило со всеми христианскими странами.

Тем временем, уничтожив Персию, мусульмане со всей мощью обрушились на Византийскую империю, быстро «откусив» от нее Египет и Африку. Целых полтора века продолжались споры об святых иконах. Наконец, в 787 году был собран VII Вселенский собор, торжественно утвердивший то, что святые иконы не являются идолами. Аргумент был прост. Бога изображать нельзя. Но раз Бог стал Человеком – Богочеловеком Иисусом Христом, жил и проповедовал в человеческом образе, то в подобных изображениях никакого кощунства нет. Наоборот – они святы. Однако, понадобилось еще почти пятьдесят лет политических и церковных волнений до того момента, когда царица Ирина в 843 году окончательно восстановила иконопочитание в Восточной части христианского мира. Этому событию и посвящен праздник Торжества Православия в первое воскресение Великого поста. В этот день практически все православные христиане стараются пройти через исповедь и Таинство Причащения.

Режим питания в первую неделю поста прост. В обычной церковной практике христиане воздерживаются от всей пищи животного происхождения. Смысл этого ограничения прост: постараться минимизировать время и затраты, связанные с приготовлением пищи, и перенаправить освободившиеся ресурсы на духовную жизнь, молитву, чтение Священного писания, посещение храма и благотворительность. Напомним, что традиционно от поста освобождены маленькие дети, немощные старики, болящие, беременные и путешествующие христиане. И вообще пищевой режим питания принято заранее обсудить со священником.

Вторая неделя Великого поста: Григорий Палама
Режим второй недели более свободен, чем на первую неделю поста. Уже не служится Канон Андрея Критского, но каждую среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Все, кто не смог прийти на богослужение в воскресный день, имеют возможность посетить эти продолжительные великопостные службы.

Зато на субботу второй седмицы (недели) приходится день особого поминовения усопших – Родительская суббота. Для Бога нет деления между живыми и мертвыми – это чисто человеческое ограничение. Все мы живы в Воскресшем Христе. И все друг за друга молимся. Родительская суббота словно преодолевает время, она собирает воедино Небесную и земную молитву. Кроме того, Церковь подчеркивает то, что усопшие уже не имеют возможности так же как при жизни попросить у Бога прощения за свои ошибки и грехи. Они ведь находятся уже вне потока времени. Но каждый из ныне живущих христиан имеет уникальную возможность своей любовью, молитвой и единством со Христом через Таинство Причащения помочь тем, кто разлучён с нами. На то она и любовь, чтобы преодолевать разлуку смерти.

В воскресный день второй седмицы (недели) Православная церковь торжественно отмечает память святителя Григория Паламы. Имя этого великого греческого богослова XIV века неразрывно связано с одной из самых известных православных молитв: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя (меня) грешного». Соединение этих простых слов с душой человека поднимает православного христианина к Богу, словно на крыльях. Молитва становится жизнью, а жизнь – молитвой. «Бог есть Свет, – как говорит Евангелие от Иоанна, – И нет в Нем никакой тьмы». Именно так воспринимает присутствие Божье своим внутренним взором молящийся человек.

Мало того, любой христианин может вступить с Богом в реальный диалог. Интересно, что пред нами не фантазии, а опыт тысяч и тысяч православных подвижников веры. Это явление в православной мистике получило наименование «Фаворский свет», а сама молитва, совершаемая в глубинах человеческого подсознания – «Умной молитвы». Святитель Григорий философски обосновал возможность непосредственного богопознания – саму возможность внутреннего диалога Бога и человека. Между прочим, перед подобным вопросом западная философия в лице Фомы Аквинского спасовала. Католики до сих пор считают, что реальное богопознание невозможно. А для каждого православного подобный путь открыт. И свидетельство реальности подобного молитвенного опыта можно найти в жизнеописаниях православных подвижников, а особенно яркие – на примере поучений преподобного Серафима Саровского. Вот почему Церковь торжественно вспоминает подвижника благочестия, епископа, богослова и философа Григория Паламу в воскресение второй седмицы Великого поста.

Третья неделя Великого поста: Крестопоклонная
Режим богослужений и пищевых ограничений на третьей недели Великого поста такой же, как на двух предыдущих. В субботний день снова вспоминаются все «от века усопшие православные христиане» – в храмах совершаются заупокойные богослужения Родительской субботы.

Зато воскресный день по-своему уникален. Накануне на Всенощном бдении в центр каждого православного храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Орудие позорной казни, ставшее символом победы над смертью и человеческого спасения, Крест Христов останется лежать в центре храма для поклонения верующих на последующие пять дней. Это напоминание для каждого христианина о том, через что пришлось пройти Христу ради каждого человека, живущего на земле. Напоминание о том, что Бог не просто там – далеко в бесконечном Небе. Он стал Человеком, чтобы разделить с каждым из нас страдания и несправедливости мира, унижение и саму смерть. Он умер, что бы в каждом из нас умер грех. Он воскрес – чтобы каждый христианин впитал в себя, словно губка, это Воскресение. Крест – может быть самое яркое свидетельство любви Божьей к человеку на земле. Крест – средоточие человеческой уверенности в Божией любви и Его победе. Крест – символ уверенности в том, что каждый из нас так дорог и любим Богом, что может надеяться на всё. Крест – предчувствие праздника Пасхи Христовой.

Именно поэтому, Церковь торжественно поет в каждом православном храме при поклонении Кресту Господню:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыка, и Святое Воскресение Твое славим!»

Путь Великого поста, путь духовного путешествия к самому главному православному празднику, к Пасхе, еще не закончен. Он дошел только до половины. Впереди еще три недели: три ступени духовного восхождения Великого поста и шесть дней Страстной седмицы. Но паломничество в страну веры, надежды, любви и покаяния продолжается. Для каждого человека ещё остается время для того, чтобы остановиться в бесконечной суете будней, поглядеть на Небо, прийти в храм для исповеди и Таинства Причащения. Прийти, чтобы совсем-совсем скоро от чистого сердца вместе с другими православными христианами радостно воскликнуть в Пасхальную ночь: «Христос Воскресе!»

Александр Ильинский,
Фото из открытых источников

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ