Подпишись!

ГАУ МО -Домодедовское информационное агентство Московской области-

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

суббота, 24 февраля

облачно с прояснениями-12 °C

Сейчас в эфире

Радио -ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА-

Онлайн трансляция

Три подготовительные недели к Великому посту

31 янв. 2018 г., 12:22

Просмотры: 729


Православные христиане начали путь духовного восхождения к главному празднику церковного года – Пасхе.

Юлиос фон Каросфельд, гравюра «Фарисей и Мытарь»

dv1.jpg

ДОМОДЕДОВО, 31 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Великий пост в 2018 году начинается 18 февраля. Мало кто знает, что в Пост православные христиане входят не сразу, а постепенно. Великий пост предваряют три подготовительные недели, о которых расскажет корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский.

28 января – 3 февраля: Неделя о Мытаре и Фарисее
Свое название эта подготовительная неделя получила по евангельскому отрывку, который читался в каждом православном храме на воскресной литургии 28 января. Эта неделя считается сплошной – постных дней на ней нет. Древний текст Евангелия от Луки (Лк 18: 10 – 14) противопоставляет искреннее покаяние Мытаря внешнему благочестию Фарисея. 

Христос рассказывает о двух людях, которые пришли в храм помолиться. Первым был фарисей, который в евангельские времена занимался религиозным образованием народа, возглавлял молитву на народных собраниях и был образцом жизни верующего человека. Этот фарисей, хотя и жил внешне праведной жизнью, но возносился перед людьми и, греша гордыней, был осужден. Вторым, кто пришел в храм, был мытарь. Профессия мытаря заключалась в сборе податей с соотечественников в пользу оккупационной римской власти, а потому они были заслужено презираемы. Но пришедший в храм мытарь, хоть и жил грешной жизнью, но искренне молил Бога о прощении. А потому был Богом оправдан.

В этой притче Христос четко расставляет приоритеты для любой духовной жизни. Доскональное соблюдение религиозного обряда без внутреннего содержания, без покаяния и обращения к Богу – бессмысленно. Рассказ призывает каждого христианина к духовной трезвости. Всегда надо стараться увидеть себя такими, какими мы есть на самом деле, молить Христа о милосердии и избегать внешнего лицемерия и «фарисейства». 

Начиная с этой недели, в привычный порядок богослужения постепенно включаются великопостные песнопения и молитвы. На Всенощном бдении в каждом храме уже звучит особое умилительное песнопение, призывающее каждого православного христианина к переосмыслению жизни в свете Евангельской любви: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче Христе!».

4 – 10 февраля: неделя о Блудном сыне 
В воскресный день 4 февраля в каждом православном храме звучит «Притча о Блудном сыне» из Евангелия от Луки (Лк 15: 11 – 32). По этому рассказу вторая подготовительная неделя перед Великим постом и получила свое название: «Неделя о Блудном сыне». Эта притча о сущности свободы. В мире, который кричит и призывает к внешней свободе, шепот евангельских слов уже почти не слышен. Ведь подлинная свобода – это не освобождение от чего-то или кого-то, она – глубже. Притча рассказывает о человеке, который избрал такой внешний путь свободы. Блудный сын забрал свою часть имения и покинул отчий дом. Итог закономерен: промотав все деньги, ушедший оказался на положении раба, раскаялся и вернулся к отцу. Снова и снова Христос говорит о том, что внутреннее важнее внешнего. Уходя от Бога «в свободное плавание» человек оказывается в рабстве у греха, он теряет ориентиры в жизни, а потому становится жалок. Ведь подлинная свобода – в единстве и любви с самым свободным Существом во Вселенной: в Боге. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Ведь Бог принимает любого кающегося человека как Блудного сына – с любовью и милосердием.

Накануне на Всенощном бдении, кроме песнопения «Покаяния отверзи ми двери», впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Это древнее стихотворное произведение напоминает православным христианам о том, что человек без Бога — раб и пленник греха, достойный жалости. И освобождение от этого рабства зависит не только от любви Бога к человеку, но и от решительных действий самого человека.
Любителям церковного пения прослушать это песнопение можно здесь.

10 февраля – Вселенская родительская суббота
Церковь всегда молилась и молится о христианах, отошедших в Вечность. При этом она исповедует, что все они живы – живы в Боге через Воскресение Христово. Поэтому, в богослужении Литургии нет особого разделения на живых и умерших. Все они - наши сомолитвенники перед Богом. Православные христиане часто обращаются с просьбами о молитве к близким по духам людям. Точно так же христиане обращаются и к святым. Среди усопших много неявленных миру святых людей, живших полнотой христианской любви и милосердия. Смысл Вселенской родительской субботы не только в особом, сугубом поминовении усопших. Перед нами зримое единение Церкви Небесной и земной в общей молитве к Богу. Мы молимся за них, а они за нас. И все мы, по словам Православного Символа Веры: «чаем (ждем с нетерпением) воскресения мертвых и жизни Будущего века». 

В этот день принято пройти через Исповедь и Причастие. Ведь именно причастность Христу означает единение с Его Воскресением для каждого православного христианина так, как это было для его предков. Все мы – одна Церковь. Кроме того, в каждом храме после Литургии служится Большая панихида, на которой стараются помолиться все православные христиане. На Панихиду подают записки с именами почивших сродников. 

11 февраля – 17 февраля: Неделя о Страшном Суде, Мясопустная, начало Масленицы
Название «Мясопустная» говорит о том, что в воскресный день 11 февраля в последний раз перед Великим постом разрешается вкушение мясных продуктов. С понедельника 12 февраля начинается Масленица. На этой неделе нет пищевых ограничений на вкушение яиц, рыбы, а также молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. В воскресение 11 февраля на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 25:31—46). В нем верующим напоминается о Втором пришествии Христа и предстоящем Страшном Суде. Вечное Спасение человека зависит от его реальных дел, а не только от намерений или милости Божьей. Если хотите: жизнь – это экзамен перед Вечностью. И есть те критерии, по которым Бог будет судить человеческую жизнь. Вот они:

«Я был голоден, и вы дали Мне есть, - говорит Христос, - Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником – и вы приняли Меня, был наг – и вы одели Меня, был болен – и вы посетили Меня, в темницы был – и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: сделав это одному из сих братьев Моих меньших – сделали это Мне» (Мф 25: 35-40).

Виктор Васнецов, «Страшный Суд», фреска Владимирского собора в Киеве

Итак, критерием Суда Божьего является деятельная любовь и милосердие к ближним. Для прошедших этот критерий Суд Божий не будет «Страшным», он станет не ужасом и разочарованием от бессмысленно прожитой жизни, а Светом и Торжеством вхождения в Радость Божьего Царства. Именно поэтому, апостол Павел призывает: «Спешите делать добро!». А Церковь снова и снова напоминает, что за каждый день, проведенный человеком без добрых дел, милосердия и любви, он даст ответ на Страшном Суде Божьем. Все в наших руках!
О Сырной седмице или Масленице, ее традициях, богослужебных и народных обычаях издание «Домодедовские Вести» познакомит читателей отдельно. А пока хочется подчеркнуть, что подготовительные недели и сам Великий пост ни в коей мере не являются временем печали. Просто потому, что для православных христиан начинается особый период духовной подготовки к самому радостному и торжественному празднику церковного года. И это – праздник Пасхи!

Александр Ильинский,
фотографии и иллюстрации:  Юлиос фон Каросфельд «Фарисей и Мытарь», 1860, раскрашенная гравюра / Рембрант ванн Рейн «Возвращение Блудного сына», 1669 / Канон, фото из открытых источников / Виктор Васнeцов «Страшный Суд», фреска Владимирского собора в Киеве,
Домодедовские вести

Михаил Иванович ПАНФЕРОВ, Татьяна Владимировна АЛЕКСЕЕВА