Домодедово

Яндекс.Погода

среда, 19 декабря

небольшой снег-6 °C

Онлайн трансляция

Святки – Святые дни после Рождества Христова

10 янв. 2018 г., 15:30

Просмотры: 1135


7 января православные жители городского округа Домодедово встретили праздник Рождества Христова - следующие десять дней в русской традиции называются Святками

«Святки», палехская миниатюра

ДОМОДЕДОВО, 10 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Святки или Святые дни – это особое время торжества и радости после праздника Рождества Христова. О святочной истории и традициях в материале корреспондента издания «Домодедовские Вести» Александра Ильинского.

Святочными или «Святыми» называют первые десять дней после праздника Рождества Христова. В период с 7 по 17 января не положено постных дней, а потому православные христиане отдыхают после продолжительного Рождественского поста. В пищу благословляется все. Это мясные, молочные, рыбные и другие «непостные» продукты. Но радость Рождества должна быть полной. А потому православные христиане стараются посетить храм, пройти через исповедь и таинство Причащения. Интересно, что в Святочные дни Церковь не совершает таинство Венчания. Это связано с особым акцентом на духовную составляющую периода между праздниками Рождества и Крещения Господня 18 января. В народе даже возникла поговорка: «На святки – только волки женятся». Кроме того, издревле Святки считались временем особого милосердия к старым, неимущим, больным и заключенным в тюрьмах. В святые дни даже цари не гнушались раздавать милостыню и посещать тюрьмы.

Между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником

Традиция многодневных праздников, так же как и традиция многодневных постов, родилась в глубокой древности. Так уж устроен человек, что после многих дней духовной сосредоточенности, ему мало одних суток для радости и торжества. Поэтому Церковь мудро установила особые дни «попразднеств» - праздник продолжается в течении нескольких дней. В этом Святки не одиноки. Например, после Праздника Воскресения Христова – Пасхи установлен период в целых сорок дней, из которых особой с торжественностью и радостью отмечается первая Светлая неделя. Это касается и четырнадцати дней рождественского периода, на которые приходятся сразу три праздника. Рождество Христово отмечается 7 января, Обрезание Господне 14 января, а праздник Крещения приходится на 19 января. Но немного забегая вперед, надо сразу сказать, что перед праздником Крещения Господня (Богоявления) установлен однодневный строгий пост – Крещенский сочельник. Святки заканчиваются 17 января. А уже на следующий день установлен однодневный строгий пост перед праздником Крещения Господня (Богоявления). Точно так же, как это было перед Рождеством Христовым, 18 января православные христиане стараются воздержаться от пищи с утра до «до первой звезды». Этот день называется Крещенским сочельником.

Колядование

Дословно слово «Святки» означает - Святые дни. Смысл их заключается совсем не в том, чтобы погулять, повеселиться и хорошо поесть. Такая радость будет не полной. Человеку мало одних телесных удовольствий, чтобы чувствовать себя счастливым. Радость должна быть еще и духовной. Христианство никогда не выступало против радости, но всегда говорило о том, что радость должна быть совершенной. Ведь само христианство – это радостная полнота жизни во Христе. Святки – как раз именно такое время. Это дни полноты радости. В мир пришел Христос. И христиане празднуют тот Свет и Любовь, которые пришли в мир вместе с Рождеством. Издревле эта радость включала в себя не только посещение церкви. Дети ходили по улицам деревень под «Рождественской звездой», вырезанной из дерева и пели колядки в честь Христова Рождества. Для них был открыт любой двор или дом. Отсюда поговорка: «Пришла Коляда – отворяй ворота». Взрослые не только одаривали пришедших пряниками и сладостями, но и с удовольствием подпевали. Тем более, что слова и музыка им были знакомы с детства! Всякое застолье в Святые дни начиналось с пения тропаря Рождества Христова, а заканчивалось Кондаком. Сесть за стол без молитвы считалось грехом. Охота между Рождеством и Крещение запрещалась. «В Святые дни не бей ни зверя, ни птицу, - говорили старики, - а не то несчастье случится». Особенное внимание в дни Святок обращалось на нищих, одиноких и обездоленных людей. Было принято пригласить странника за свой стол или послать бедному соседу угощение. Нищих в русской деревне, которая жила общиной, почти не было. Но в городах, где имущественное расслоение было большим, для «нищей братии» период после Рождества и Пасхи был поистине «золотым временем». Каждый старался подать нищему копеечку, калач или пряник. Те кланялись, благодарили и пели на церковных папертях духовные канты или колядки. И пусть музыкальный слух иной раз подводил, зато исполнение было – от души!

Святочные гадания

О святочных и крещенских гаданиях пишут все русские классики. Их красочные описания каждый может найти в «Евгении Онегине» Пушкина или «Светлане» Жуковского. Будучи пережитком язычества, к XIX веку гадания из оккультно-магических практик превратились в развлечение для молодежи. Гадали в основном девушки. Во времена, когда выдавали замуж по уговору между семьями, каждой хотелось узнать о том, что ждет ее впереди? Будет ли муж молодым или старым? Ласковым или сердитым? Видов гаданий было великое множество. Девушки кидали через забор валенок или сапожек. При этом следили за мыском обуви: на какой двор он укажет, от туда и жди жениха. Девушки побогаче садились в полночь между двумя зеркалами, вглядываясь в «галерею отражений». Вдруг увидят лицо будущего мужа? Иногда в стакан с водой опускалось обручальное кольцо. В пламени свечи золото искрилось и бросало отблески на стекло. Вглядываясь в сполохи света, девушки с замиранием сердца повторяли: «Суженый мой, ряженый! Приходи ко мне ужинать!». Когда игра воображения складывалось в определенный образ, действо оканчивалось громким девичьим визгом. Страшно же заглядывать в будущее!

Практика святочных гаданий в наши дни практически исчезла вместе с русской деревней. И стоит сказать, что Церковь всегда относилась к ней отрицательно. Грехом считалось и считается гадать не только в Святочные дни, но и в любое другое время. А колдовство, ведовство, приворот-отворот в Древней Руси считала страшным преступлением не только церковная, но и светская власть. Мало того, колдовство приравнивалось к убийству. Объясняется это просто. Заигрывание с темными духовными силами приводит к нравственной дезориентации человека. А такой человек часто становится опасным для окружающих. История XX века нам это наглядно продемонстрировала.

Детская радость

В середине XIX века в русские дома вошли Рождественские елки и детские праздники. Гражданский Новый год приходился тогда на 14 января по Новому стилю – в середине Святок. Городские жители встречали Новый год в семейном кругу за праздничным ужином. Иногда к Новому году, также как на Рождество, детей и взрослых под елкой ждали подарки. В Святки по всей Российской империи начинали свою работу закрытые во время Рождественского поста театры, давались праздничные концерты и балы, открывались катки и начинались шумные ярмарки. Ведь Святки – это время радости. Так оно и осталось в наши дни. Поэтому, порадуйте Ваших детей Новогодними и Рождественскими представлениями! Сводите их на концерт или хороший спектакль! Только не забудьте, что главным в Святые дни считается не это. А то, о чем говорится в Новом Завете: «Спешите делать добро!». Пусть добра, мира и милосердия в радостные рождественские дни станет больше!

Со Святками, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации из открытых источников: 
«Святки», палехская миниатюра/«Святки», владимирские художники/ Николай Пимоненко, «Коляда, коляда..»/ Катание с горки, картина неизвестного художника конца XIX века/Карл Брюлов, «Гадающая»/ Феликс Эрлих, «Под Елкой»/ Рождественская открытка
Домодедовские вести

 

 

 


Вступайте в нашу группу @dmdvesti социальной сети ВКонтакте

 


 

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ