Яндекс.Погода

воскресенье, 8 декабря

облачно с прояснениями+2 °C

Онлайн трансляция

Суть работы души во время Великого поста – молитва Ефрема Сирина

18 марта 2019 г., 16:06

Просмотры: 1412


Великий Пост – время духовного паломничества христиан к главному празднику церковного года: Святой Пасхе

ДОМОДЕДОВО, 18 марта 2019, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Суть внутренней работы души во время Великого поста ярче всего выражена в необыкновенно глубокой молитве Ефрема Сирина, которая читается на постных богослужениях в каждом домодедовском храме. Это – отсечение от греха и восхождение по ступеням добродетелей ко Христу. О молитве, написанной 1500 лет назад и не потерявшей актуальности до нынешнего времени расскажет корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский.

Духовная лествица
Молитву Ефрема Сирина не случайно называют «духовной лествицей». В этом тексте, написанном сирийским святым и поэтом IV века, очень точно описан путь человека к Богу. Не только православные христиане, но и многие поэты и писатели черпали в ней духовные силы. Самым известным переложением на русский язык является стихотворение Александра Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Приведу текст молитвы полностью:

Господи и Владыко живота моего (жизни моей), 
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (не дай мне). 
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми (мне), рабу Твоему. 
Ей, Господи, Царю! 
Даруй ми зрети (видеть) моя прегрешения, 
И не осуждати брата моего 
Яко благословен еси во веки веков. 
Аминь
.

Почему среди стольких церковных текстов именно эта молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Дело в том, что только в ней перечисляются в сжатом виде все отрицательные и положительные элементы духовного бытия человека и определяется цели его индивидуальных подвигов. Венец этих подвигов — прежде всего — освобождение от какого-нибудь основного недуга, препятствующего человеку вступить на путь обращения к Богу.

Часовые Христа
Не случайно слово «пост» на славянском и латинском языках имеет два значения. Первое, пост – это аскетическое упражнение для тела и души. Второе – охрана, оборона чего-то самого важного. Что самое важное в человеке? Конечно, его внутренняя составляющая – его душа. В этом смысле все молитвы и пищевые ограничения Великого поста – некий окоп, ряд «колючей проволоки» на пути наползающего зла, лжи, лени и развращения. А христианин – солдат, внимательно всматривающийся в окружающую тьму: не идет ли враг? Не спи, ведь твой противник не дремлет! Когда он пробирается совсем близко, тогда с ним надо вступать в бой. Тут уже не до шуток. И главное оружие христианина против врага – молитва, Крест Господень, Исповедь и Причастие.

gal_1424856241.jpg

Праздность
Первый враг человека, на которого обращает внимание молитва святого Ефрема, это – праздность. Кажется, что каждый из нас, словно белка в колесе, работает – чтобы есть, ест – чтобы работать, воспитывает детей… Но праздность – это прежде всего, когда человек забывает о том для чего он в сущности живет, забывает про Бога и собственную душу. В душе моментально образуется пустота. Тогда появляются «активные заменители трудолюбия»: интернет, просматривание пустых телепередач и шоу. Это — та странная лень и пассивность всего человеческого существа, которые всегда пытаются его тянуть «вниз», а не поднимают «вверх». Словно некто на ухо постоянно шепчет и уверяет в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить в жизни. Зачем Причащаться, если ничего не меняется? Зачем строить дом, если он развалится? Зачем ходить в храм? Плод праздности – уныние. Человек просто перестает видеть все хорошее, что есть вокруг него, на него как будто одеваются темные очки. А в руки – часто дается бутылка. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие
Следующим врагом Поста молитва Ефрема Сирина называет любоначалие – любовь к начальствованию, властолюбие и желание покомандовать. Если душа человека не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, а это значит, что все другие существа становятся лишь средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствий. В таком случае начальнику не скажешь правду, а будешь с него пылинки сдувать. А с подчиненными обходиться наоборот – как с низшими существами. Если подобный змей пролез в душу, то Пост – то самое время, когда «ползучего гада» можно и нужно вытравить.

Празднословие
Далее молитва Ефрема Сирина говорит о празднословии. О, сколько мы говорим! По делу и не по делу, обсуждаем других людей, поневоле становясь их судьями, сколько лжем и сквернословим! А ведь именно в даре слова все святые отцы видят «отпечаток» Образа Божия в человеке. Слово – Божественный дар, обладающей страшной силой. Недаром сказано, что словом можно исцелить, но и убить – тоже можно словом! Простой пример: солжет свидетель на суде, и отправляется человек в тюрьму, где и погибает. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Многие семьи знают это, увы, на практике.

Таким образом видно, против каких главных проявлений зла стоит христианин «на Посту». Еще раз перечислю их: праздность, уныние, любовь к начальству и празднословие.

Но плох тот солдат, который не переходит в наступление. Не все же отсиживаться в окопах! Особенно, если с ним – Бог. Поэтому, Молитва Ефрема Сирина предлагает навстречу четырем главным проявления зла, четыре вида оружия, или четыре добродетели – для деятельной борьбы с ним.

Целомудрие
Первое из этих добродетелей или плодов Великого поста: целомудрие. Не удивляйтесь, здесь употреблено славянское слово, означающее целостность миросозерцания. Целостность мудрости. Начало всякой мудрости, как сказано с Священном Писании «страх Господень». Это страх обидеть и разрушить отношения с кем-то очень-очень близким и любимым. Это страх – потерять Бога в суете жизни. Вот что такое целомудрие.

Смирение
Плодом этой духовной целостности или целомудрия — является смирение. Смирение – это очень мужественное, мужское качество! Заключается оно в победе правды в самом человеке, в мужестве взглянуть «без розовых очков» и самооправдания в глаза всей той бытовой лжи, в которой человек обычно живет. Лишь смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что «Бог смиренным дает благодать» и «противится гордым».

Терпение
За целомудрием и смирением естественно следует терпение. В том числе оно воспитывается отказом от мясной пищи и продолжительными богослослужениями. Попробуй вытерпи, когда супермаркеты наполнены мясными деликатесами! Нет, не для слабых духом Великий пост! В широком смысле Терпение поистине особая добродетель. Ведь Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится. Он терпелив потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, мы Ему открыты со всех сторон. Чем больше человек приближается к Богу, тем терпеливее он становится, тем более отражает в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Терпение – это мужество уважать других людей такими, какими они есть, а не какими мы их себе придумали.

Любовь
Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь. Именно стяжание любви, которая является даром Божьим и является целью всего духовного делания и опыта Великого Поста. Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего».

Ведь именно любовь, по словам апостола Павла «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13: 4 -7).

Именно такое состояние должно быть итогом, духовным итогом усилий Великого поста.

Победить дракона
Одним из символов христианства является образ Святого Георгия, поражающего злобного змея. Сколько подобных паразитов и гадов подползли так близко к нашей душе! Сколько поселились в ней!

Великий пост зовет в бой с этими духами злобы, гордости, праздности и лжи! Великий пост дает каждому христианину оружие для этой борьбы: богослужение, чтение духовной литературы, дела благотворительности, молитву Ефрема Сирина, а главное – Исповедь и Причастие. И если благочестивый православный христиан старается приступать к Таинствам Церкви как можно чаще, и ему удастся истребить хотя бы одного из этих «драконов» в своей душе, – значит, Пост прошел не зря. Значит – дом его души воистину становится храмом. И приближающийся Праздник Пасхи осветит его особым светом и особой радостью! Ведь в храм души – придет Сам Христос!

Именно этому учит молитва Ефрема Сирина, которая читается в дни Великого поста в каждом домодедовском храме.

Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Александр Ильинский,
Фото из открытых источников, для иллюстрации материала использованы картины «Апостол Павел» Андрея Рублева и «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» Ореста Кипренского

Вакант, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ