Домодедово

Яндекс.Погода

среда, 19 декабря

небольшой снег-6 °C

Онлайн трансляция

Рождество Христово и Древняя Русь

05 янв. 2018 г., 19:57

Просмотры: 1573


«Домодедовские Вести» расскажут о праздновании Рождества Христова и Святок в Древней Руси

Свиязов Михаил /Колядки.Рождественская открытка

dv1.jpg

ДОМОДЕДОВО, 05 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Совсем скоро 7 января православные России отметят чудесный праздник – Рождество. Многие знают, что язычество оставило след во всей русской культуре. Но не все подозревают, насколько мал этот след. Ведь даже то, что осталось – переосмыслено полностью, как Калядование или Масленица. Православие буквально за два века преобразило жизнь нашего народа так, что представить ее без праздника Рождества или Крещения уже просто невозможно. О том, как праздник Рождества Христова справляли в Древней Руси, и последствиях христианизации быта наших предков расскажет корреспондент «Домодедовских Вестей» Александр Ильинский.

1500x500.jpg

Погожий зимний день, картина Всеволода Иванова

Почему язычество на Руси уступило христианству без боя

Исторической датой Крещения Руси считается 988 год. Но еще до религиозной реформы святого князя Владимира до трети жителей больших городов уже были христианами, а потому христианство не было чем-то совсем уж новым для наших славянских предков. Кроме того, географические просторы Древней Руси исключали введение христианства «огнем и мечем», как было, например, в Скандинавии. Русь – не остров, ограниченный берегами. И не Советский Союз, где под каждой ёлкой на границе прятался Никита Карацуп с Мухтаром. У Древней Руси вообще не было устойчивой границы и пограничной стражи. Мало ли какая блажь придёт в голову Великому князю – например, принять христианство? Все недовольные могли без всяких препятствий эмигрировать. Если бы народ был недоволен  религиозной реформой - остался бы Владимир Красное Солнышко один со своей варяжской дружиной.  Поэтому, какие бы действия не предпринимал Великий князь, возникла уникальная ситуация «свободной конкуренции» язычества и христианства. И язычество, не имевшее письменной традиции, централизованного культа и школьного образования, этой конкуренции не выдержало. Оно обрушилось как гнилой сарай, не оставив после себя ничего кроме деревенского фольклора. Некогда великие Перуны и Ярилы попросту трусливо бежали. В народном сознании осталась лишь мелочь, вроде домовых и леших, соседствовавших с христианством чуть ли не до наших дней. Это обрушение язычества было столь велико, что историкам и религиоведам приходится буквально по крупицам собирать сведения о верованиях славян. В отличие от греческого язычества славянское не оставило после себя ничего – ни письменных или археологических памятников, ни философии или этики.  Знаменитая «Велесова книга» - это фальшивка. А современные сочинения нео-язычников можно смело отнести к жанру фэнтези, как книгу лингвиста и писателя Рональда Толкина «Властелин Колец».  Всё что мы имеем – это сказки, песни и народные обряды. Тем более удивителен тот феномен русской культуры, который получился после христианизации наших предков.

Рождество в Древней Руси

Итак, православные и христианские храмы были в русских городах задолго до Крещения Руси. Когда в 988 году христианство стало государственной религией, то произошло официальное административное деление русских земель на церковные округа. Ближайшим следствием этого стала унификация богослужения. Во всех храмах стали совершать богослужения по одному образцу, который был получен в готовом виде из Константинополя. У христиан издревле было принят обычай строго поститься перед Великими праздниками. Этот обычай скоро вошел и в быт наших предков. Начиная с XI века Рождественский пост становится общеупотребительным. Особенно народу полюбилось Навечерие или Сочельник – однодневное строгое воздержание от пищи «до первой звезды» накануне Рождества Христова. Варёная пшеница с мёдом, которую вкушали вечером 24 декабря (6 января по Новому стилю),  стала одним из самых главных признаков приближающегося праздника. Нарушать этот пост наши предки считали особенным грехом, а потому его держали все – от юношей до старцев. Появление «первой звезды» считалось не только «сигналом» к началу вечерней трапезы. После неё народ шел в храмы на богослужение, которое начиналось с вечера и заканчивалось к 3 или 4 часам утра. Эти ночные богослужения сохранились в церковной практике до нынешних дней. Кажется, что сама природа с замиранием ждёт явления в мир «Солнца Правды – Христа». Храм был наполнен трепещущим светом свечей. Он объединял людей, давал им чувство общности и ощущения присутствия на том самом, происшедшем в далёкой Палестине Таинстве Рождения Христа. Приходили в храм в праздничных одеждах, войти в него одетым грязно или небрежно считалось неприличным. Особым позором было показаться в храме пьяным – ведь идут последние часы Рождественского поста! Богослужение длилось больше чем теперь. Связано это не только с тем, что наши предки пели и читали очень неторопливо, стараясь донести каждое слово до слуха молящихся. Составной частью богослужения были  Поучения святых отцов – это были своеобразные «университеты» для простого народа. Отдельного места для певчих предусмотрено не было. Певчих выбирали среди мужчин, обучали и помещали в алтаре. Интересно, что в те далёкие времена народ не теснился в храме «вперемешку». Мужчины стояли справа от иконостаса, а женщины слева. Но так же, как и теперь, грудных детей приносили в храм непосредственно перед Причастием. А дабы не нарушать благочинность богослужения для этого пользовались боковыми дверями. При этом, в Рождественскую ночь старались причаститься все без исключения – ведь Христос пришел в мир для всех людей.  В какой-то мере этот древний обычай дошел и до наших дней. И по ныне люди, которые не имеют времени, возможности или желания посещать  храм в течении года, стараются причаститься хотя бы два раза в год – на Рождество и Пасху.

Тропарь Рождества Христова
глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети, с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.
Перевод: 
Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

Преодолеть страх

После праздника Рождества Христова до праздника Крещения следуют дни особого духовного торжества, которые сейчас называются Святками. Но это название установилось не сразу. В древности период после Солнцеворота назывался иначе – «Страшные дни». Тут христианское миросозерцание столкнулось с языческим. Ведь на Руси издревле именно после дня Солневорота 25 декабря начиналось самоё студёное время. «Солнце поворачивает на лето, - говорили наши предки, - а зима на мороз». И в людские сердца закрадывался страх. Солнце только родилось, оно маленькое и слабое. Зимние морозы могут застудить дитя, и лето может вообще не прийти. Солнцу надо помочь. И только от людей зависит то, настанет лето или нет. Поэтому, наши предки жгли костры – этому придавалось колдовское и магическое значение. А так как солнце – это символ летнего веселья, то и язычники пытались ему помочь, устраивая весёлые игры. Особенно важно было колядование. Это слово происходит от санскритского «Kala» - созывать на пиршество в честь богов. Но делать всё это позволялось только в маске. Она должна была обмануть злого духа мороза Карачуна, чтобы он тебя не узнал и не навредил собравшимся на пир. Так из страха перед враждебным духовным миром парадоксально произошли карнавалы и ряженные. Первобытный ужас – вот что стояло за напускным языческим весельем.

89.jpg

Христианство переосмыслило языческую магию. Праздник Рождества Христова – это торжество радости о том, что Бог вошел в ткань человеческой истории. «Свет пришел в мир, - как пишется в Евангелии, - и тьма не объяла Его». Каким бы не был страшным мир, мороз и смерть - Христос  уже всё это победил через Рождество и Воскресение. Бог не далёк – Он здесь, среди людей.  Бог любит свое Творение, а особенно людей. Следовательно, уже нет места для страха: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах»! И люди веселились от души, они радовались Рождению Богомладенца Христа.  Костры стали не «магическими» помощниками для божественного солнца, а просто местом сбора для радующихся христиан. Солнце перестали воспринимать как божество, оно стало простой люстрой – светильником для дневного освещения. Колядование превратилось в детский праздник. Дети, наряженные волхвами и пастухами, под сделанной из дерева «Рождественской звездой» обходили крестьянские дворы  с весёлым призывом  прославить Родившегося Христа.  «Страшные дни» - стали Святыми, Святками. Христианство изгнало из народного сознания первобытный ужас перед неведомыми духовными силами.

xudozhniki_Deminy_01.jpg

Рождество от Балтийского моря до Тихого океана

В исторической перспективе смена языческого миросозерцания на православие дало Руси огромный толчок для развития. Из собрания племён, из которых многие – например Вятичи – вообще не были славянами, православие объединило Русь в единый монолит. По сути, православие создало русский народ. Быть русским – теперь означало в первую очередь быть православным. Освободившийся от первобытного ужаса народный творческий потенциал создал величайшую письменность, монументальное, прикладное и художественное искусство. И, некогда данники хозар и печенегов, русские люди под хоругвью с ликом Спаса раздвинули своё отечество на необозримые пространства от Балтийского моря до Тихого океана.

pravoslavnoe_rozhdestvo.jpg

Вот, что нашей стране дал тихий евангельский рассказ о Рождестве Христовом. Православие – корень нашей цивилизации и культуры. И я очень надеюсь, что веру, надежду и любовь наших предков мы передадим и в будущее – нашим потомкам.

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации из открытых источников
Домодедовские вести

 

 


Вступайте в нашу группу @dmdvesti социальной сети ВКонтакте

 


 

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ