Домодедово

Яндекс.Погода

среда, 19 декабря

небольшой снег-9 °C

Онлайн трансляция

Рождество Христово

07 янв. 2018 г., 18:30

Просмотры: 889


В ночь с 6 на 7 января православные жители городского округа Домодедово встретили праздник Рождества Христова

Александр Ильинский

dv1.jpg

ДОМОДЕДОВО, 7 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Праздник Рождества Христова известен с глубокой древности. В разные эпохи от Римской империи до СССР это праздник пытались запрещать, но вечный рассказ о Рождестве всегда находил отклик в сердцах людей. Об истории праздника Рождества Христова и его духовном значении в наши дни рассказывает корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский

Рождество Христово

Запрещенный праздник

Ровно сто лет назад этот праздник в нашей стране оказался под запретом. Молодое советское государство пыталось строить атеистическое общество, а потому все проявления религиозного мракобесия подвергались насмешкам и планомерным запретам. В число запрещенных праздников попало Рождество Христово и Новый год. За маленькую елку в доме в начале тридцатых годов XX века запросто можно было подвергнуться аресту, а за пение колядок – отправиться в концлагерь. 1 января было в СССР обыкновенным рабочим днем. Однако к середине тридцатых годов власть пошла на попятную. Дело в том, что Рождество продолжало свою жизнь в подполье. Никакими декретами невозможно было искоренить традицию дарить детям подарки. Мало того, многие семьи продолжали отмечать «Старый Новый год», а это было уже признакам прямой оппозиции народа государственной политике. В правительстве СССР сидели атеисты, но большинство из них очень хорошо помнило детские новогодние радости при «проклятом царском режиме». Они не были глупыми людьми, а потому поняли, что нельзя отнять у народа праздник, ничего не дав взамен. А потому было решено поступить так же, как с праздником Пасхи, которую уже двадцать лет «успешно вытесняли» из народного сознания Первомаем. Недаром демонстрации трудящихся так внешне напоминали Крестные ходы, портреты вождей – иконы, а съезды правящей партии – церковные соборы. Все это было сделано не случайно. Также решили поступить с Рождеством. Вся атрибутика древнего праздника была сохранена: и зеленые елки, и гирлянды, и мишура. Изгнали из праздника только одно: любое упоминание о Христе.

Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную. Вместо фигурок волхвов, которые веками шли по еловым веткам к Младенцу Христу, поместили парашютистов, белых медведей и зайцев. А вместо Христа, Марии и Святого Иосифа на почётном месте у корня Новогодней елки поставили румяных деда Мороза, Снегурочку и Снеговика. Но самое главное: праздник приурочили к дате Нового года, который после перехода на Новый стиль приходился раньше православного Рождества. В том числе именно поэтому празднование Нового года пропагандировалось с таким широким размахом. Шампанское и вино лилось рекой, мясные закуски и веселые карнавалы сменяли друг друга. И народ, истосковавшийся по веселью в те годы, когда страна без выходных и отпусков проводила индустриализацию, радостно откликнулся на возможность повеселиться! Единственного, чего советской власти не удалось – так это сделать Новый год «массовым мероприятием», он остался семейным праздником. А православные христиане получили возможность легально устанавливать елки в своих квартирах. Но еще долгие десятилетия Рождество было в СССР рабочим днем. Оно «вышло из подполья» только в 1991 году и с тех пор стало опять неотъемлемой частью праздничных зимних дней.

Празднику Рождества Христова полторы тысячи лет

Удивительно, но советская власть попыталась поступить с Рождеством точно так же, как в свое время христианство обошлись с празднованием Нового года в Римской империи. Дело в том, что традиция празднования Рождества Христова сложилась не сразу. С первых апостольских времен христиане торжественно встречали Богоявление, которое отмечалось через двенадцать дней после Зимнего равноденствия - 6 января. Богоявление объединяло в себе две евангельские истории – о Рождестве Христовом и Его Крещении на реке Иордан. Ведь обе они рассказывают о том, что Бог не просто явился людям, а Он стал частью человеческой истории. Дата 25 декабря отмечалась язычниками, как праздник Непобедимого Солнца-Юпитера. Это было нечто очень похожее на сегодняшние новогодние торжества. Веселие, факельные шествия, карнавалы и застолья длились десять дней, приходясь на период особой молитвенной подготовки христиан к празднику Богоявления. Христианство воспринимало себя как радостную полноту жизни в Боге, а потому запрещать радость и веселье было не в его духе. Поэтому отцы церкви поступили мудро, назначив дату особого торжества в честь «Света мира» и «Солнца Правды – Христа» на 25 декабря. Они противопоставили языческому разгулу – свет и радость, посвященные Рождеству. Народный праздник остался, но наполнился новым содержанием. Дни с Рождества до Крещения стали «святыми» - Святками, а пост перед праздником Богоявления стали держать за сорок дней перед Рождеством Христовым. К концу IV века Нашей эры эта практика стала общеупотребительной, а праздник Юпитеру окончательно исчез.

Точно также христиане переосмыслили языческую традицию украшать деревья. Сначала Рождественские ели появились перед храмами в Германии. Дерево, которое было одинаково зеленым и летом и зимой, как нельзя лучше подходило как символ вечной любви Божьей к людям. Кроме того, оно напоминало верующим о Райском Древе Познания. Чтобы подчеркнуть аллегорию, одну сторону ели украшали яблоками – символом греховного падения человека, а другую – круглыми облатками, евхаристическим хлебом, через вкушение которого человек поднимается к Богу. Под елью стали устраивать Рождественские вертепы – фигурные иконы, которые наглядно рассказывали простому народу о событиях Рождества Христова. Из Германии Рождественские ели шагнули во Францию, Голландию, Италию и Англию. В Россию этот обычай пришел только в 1699 году, когда царь Петр I приказал украшать городские улицы еловым лапником. Интересно, что сейчас на наших глазах Рождественский вертеп шагнул и в православный храм. До конца XX века там полагалось быть только иконам Рождества Христова, а фигурные композиции были под запретом.

Как Россия подарила миру детский рождественский праздник

Николай Чудотворец произвел неизгладимое впечатление на народное сознание. Рассказы о стареце-епископе, который с особым милосердием относился к обездоленным, бедным и больным людям, передавались из уст в уста. А история о том, как Николай Чудотворец тайно подкинул в дом трех девочек узелки с золотом, вообще стала хрестоматийной. В жизни верующего человека пример святого – повод для подражания. И совсем не страшно, если у тебя нет золота. Ты можешь поделиться с ближним чем угодно – и это милосердие обязательно будет принято Богом! Особенно – если ты одариваешь ребенка! Главное сохранить свою милостыню в тайне. Так родилась средневековая традиция приносить детям подарки от имени святителя Николая. Много веков святой Николай – «Санта Николаус», «Санта Клаус» - приносил детям подарки в день своего церковного поминовения 5 декабря. Но в XVI веке в Европе началась Реформация. Общество раскололось на протестантов и католиков. Протестанты не только отрицали власть Римского папы, но и почти всю обрядовую церковность. А вместе с ней – почитание святых. Святой Николай оказался под запретом! Но дети так ждали подарков, что взрослые сдались. Сначала в протестантских странах, а потом и в католических одаривать детей стало принято на Рождество Христово. Мало того, взрослые начали радовать маленькими сюрпризами не только детей, но и друг друга. Традиция анонимности при этом осталась, подарки заворачивали в ткань или бумагу. Но поразительнее всего, что святой Николай при этом не исчез. «Откуда под Рождественской елкой взялись сладости или куклы?» - спрашивали дети. – «Это Санта Клаус принес!» - улыбаясь, отвечали взрослые. Постепенно фигура святителя Николая превратилась в доброго рождественского волшебника, в европейского Деда Мороза – Санта Клауса. А Рождество Христово стало восприниматься как самая большая детская радость. К XVIII веку особые детские праздники стали частью Рождественских дней в зажиточных домах Германии. Там же появились хороводы вокруг елок и традиция вешать на зеленые ветви сладости и орехи. В Россию детские праздники пришли с дармштадскими принцессами, которые становились женами русских Великих князей. Первый такой праздник был устроен семьей Николая I. Детское торжество настолько понравилось, что быстро распространилось сначала среди аристократии, а потом в семьях чиновников и купцов. Интересно, что именно из нашей страны детский рождественский праздник «перекочевал» в Англию. Английская королева Виктория и ее муж принц Альберт были любящими родителями, а потому тут же переняли российское «ноу-хау». Детский рождественский праздник стал модным и из Туманного Альбиона быстро зашагал по всему миру.

На окраине Римского мира

Евангельская история уносит нас в далекую Палестину. Находившаяся на пересечении торговых путей между Европой, Африкой и Месопотамией эта земля издревле была лакомым куском для завоевателей. В разное время она видела армии ассирийцев и греков, египтян и финикийцев. В 70 году до Нашей эры Палестина и Сирия стала римской провинцией.

Имперский орел простер свои крылья от Англии до Армении, сделав Средиземное море внутренним водоемом Римской империи. Непобедимые легионы охраняли владычество императора Августа, которому поэты уже при жизни посвящали поэмы как «спасителю мира», а многочисленные авгуры-жрецы воскуряли фимиам на алтарях. Он был больше чем человеком, Август считался живым божеством, олицетворявшим непоколебимое единство и мощь Империи. Лишь одной стране, в силу ее странных древних верований, было позволено не принимать участие в общем хвалебном хоре. Это была Иудея, жители которой верили только в Одного Бога, а потому наотрез отказывались почитать богом императора. Эта провинция была мала, но очень важна в стратегическом отношении. Поэтому, римские императоры не принимали всерьез смехотворные верования ее жителей. Лишь бы те исправно платили налоги и не бунтовали, а верования можно и потерпеть. Тем более что религия иудеев была племенной и не рекрутировала сторонников из чужих народов.

Наверное, император Август сильно бы удивился, если бы ему сказали что именно тут, на далекой окраине было суждено появиться на свет Человеку, Который изменит лицо мира. Изменит настолько, что даже счет времени поведут не с основания Рима, а даты Его Рождества. Но еще больше император удивился бы известию, что Родившийся Человек навсегда покончит с «божественностью» римских императоров и вообще с пантеоном римских богов. И сделает это не силой оружия, не через власть денег или принуждение, а одной любовью. «Это невозможно!» - воскликнул бы император. Но, как известно из Евангелия то, «что невозможно людям – возможно Богу». Особенно тогда, когда соединяется Небо и земля, а Сам Бог становится Человеком.

Духовный смысл праздника Рождества Христова

Для поколений и поколений людей лик Создателя мира заслоняли многочисленные духовные силы, которым поклонялись и почитали за покровителей. Творец был далек и непостижим, а человек ничтожен и грешен. Это сознавалось как непреложный факт и непреодолимая пропасть.

Рождество Христово

Но случилось невозможное. Шел 749 год от основания Рима, который позже назовут I годом Нашей эры. Далекий Бог Сам спустился к людям, чтобы войти в ткань человеческой истории. В маленьком Вифлееме, на окраине Римской империи Он становится Маленьким Ребенком. И с самого рождения вместо тепла, обожания и поклонения видит вокруг лишь враждебность и бесчеловечность окружающего мира. Иосифа и беременную Марию не пускают на порог гостиницы, а потому таинство Рождества Христова совершается в пещере для скота – «вертепе». Для Иисуса колыбелью и первой кроваткой становится ящик для кормления скота – «ясли». Вместо печи Его обогреет дыхание вола и ослика. А ласковые материнские руки спеленают Богомладенца не на шелке, а на подстилке из соломы. Факту Его Рождения удивятся не многочисленные придворные, а простые пастухи, сумевшие за суетливым гулом будней расслышать пение Ангелов. Ему принесут подарки не цари и сильные мира сего, а странные путешественники из далекого Востока, которые идут за горящей в небе Звездой. Правитель страны, случайно услышав о появлении на свет нового Царя, пошлет в Вифлеем не караван с золотом, а отряд убийц, от которого Святому семейству придется бежать караванными тропами в Египет.

Казалось бы, как поется в церковном песнопении «что может быть более убогим, чем загон для скота? Что такое унижение, если не младенческие пеленки»? И далее вся жизнь Христова – это пыль дорог Палестины, общение с самыми простыми людьми, человеческая злоба и зависть. Наконец – мучительный Крест, рвущийся из голгофского камня к небу! В чем тут смысл?

А ответ прост. Бог стал Человеком, стал униженным и оскорбленным, скитающимся и преданным для того, чтобы в этом мире больше никогда не было малых вещей и маленьких людей. Человек – не червяк, копающийся в земле. Он велик, если Небесный Бог стал Человеком. Бедность священна – если в нее входит Любовь. Убогость ценнее царского дворца, если к ней приходит Милосердие. Силой и славой Бога становятся не гром и молния, а человеческая душа идущая к Богу. Ценностью – не золото, а человечность. Через Рождение Бог окунается в жизнь, чтобы сделать ее Вечной. Он проходит смерть, чтобы побороть ее Воскресением. Христос проходит ужас ада, что бы ввести каждого в Рай. С Рождества Христова человек не просто воздевает в молитве руки к пустому и молчащему Небу, нет! Он берется за протянутую Христом руку и через Таинства Церкви – Причастие и Евхаристию - на это Небо восходит. А главным в этом мире становится не власть тиранов, острие оружия, похоть или алчность продажных политиков, а Милосердие, Любовь, Целомудние и Вера. Об этом и рассказывает вечная история Рождества Христова.

С праздником Рождества Христова, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации - Александр Ильинский/ Поклонение волхвов, фреска Томмазо Мазаччо, 1426 год/ Поклонение волхвов, фреска Бернардино Луини, XVI век/ Рождество Христово, картина Бернардино Луини, XVI век/ Поклонение волхвов, картина Роджера вандера Вейдена, XV век/ Поклонение волхвов, гобелен Берна-Джонса Шпалера, 1902 год/ Поклонение волхвов, Византийская мозаика из монастыря Дафни/ Рождество Христово
Домодедовские вести

Рождественская ночь

Планет безмолвных млечная труха,
Колючих звёзд глухое шелестенье
Ложатся в ясли нового стиха
Как пыль вселенной – в Новое Творенье.

И вол, и ослик в отблесках свечи
Носами тёплыми впотьмах, спросонок
В соломе шебуршат. А жар печи
Смиренье греет сложенных пелёнок.

В убогом виде странников-калик
Цари дары под ясли полагают.
И пахнет степью синий базилик,
И пастыри со Ангелы свиряют.

Что было – будет. Раздвигая темь
- Я знаю! – день затеплит небо снова,
И ковш Большой Медведицы, все семь
Усталых звёзд – погасит Солнце-Слово.

Всё завтра утром, утром… А сейчас
Прими, душа, Иосифо терпенье,
И Рождество – как начатый рассказ
Ведущий через Крест – до Воскресенья.

 

 


Вступайте в нашу группу @dmdvesti социальной сети ВКонтакте

 


 

 

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ