Блудный сын и техногенная цивилизация

24 февр. 2019 г., 8:08

Просмотры: 9430


В воскресный день 24 февраля в каждом храме городского округа Домодедова прозвучит евангельская притча о Блудном сыне

«Возвращение Блудного сына», Рембрант Харменс ван Рейн

ДОМОДЕДОВО, 24 февраля 2019 года, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Сюжет притчи о Блудном сыне прост. Молодой человек, потребовав от отца наследство, уходит из дома в «страну далече». Очень быстро промотав средства к существованию, он оказывается на положении последнего нищего, который мечтает о корке хлеба. Осознав свое положение, сын раскаивается и пытается вернуться домой – хотя бы в качестве наемного работника. Но любящий отец, увидев собственного ребенка на дороге оборванным и грязным, жалеет его. Он выбегает навстречу, велит одеть сына в лучшие одежды и устраивает пир. «Сын мой был мертв и ожил, – говорит отец, – пропадал и нашелся!» (Лк, 15: 11 – 3). В христианской традиции любящий отец – это Сам Бог, ожидающий покаяния грешника.
 
На перекрестке жизни и смерти
Каждый день и каждый час современный человек стоит перед выбором. И этот выбор касается не только молока на полке супермаркета, хлеба или сорта колбасы, нет. Вопрос выбора стоит по-гамлетовски жестко: быть или не быть.

Ведь согласно Евангелию, путь жизни – путь бытия с Богом и в Боге, сказавшем «Я – есмь Путь, Истина и Жизнь» (Инн, 14: 6). А путь самоуничтожения личности – это дорога греха, конец которой известен: «награда за грех – смерть» (Рим, 6:23).

Многие воспринимают Заповеди Божьи, которые приводит Библия, как список запретов. Но это не так. Если хотите, Заповеди – словно сигнал светофора. Зеленый: «Возлюби Господа Бога Твоего и ближнего – как самого себя» (Мф, 22, 37 – 40), «Чти отца и мать» (Исх. 20, 2 -17), «что сделали малым сим – сделали Мне» (Мф, 25: 40). Красный – все заповеди с приставкой «не»: не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй. И эти заповеди не табу или запрет. Они честное предупреждение человеку, наделенному свободой выбора: «Красный свет – дороги нет! Смертельно опасно!». От твоего личного выбора, выбора, который происходит здесь и сейчас на очередном Перекрестке жизни, зависит не только твое выживание. От него жизни других людей, сидящих на «заднем сиденье» или переходящих дорогу. Это твоя семья, близкие, друзья, сослуживцы и просто – случайные люди, попавшиеся на твоем пути.

Но свобода выбора предоставлена не только отдельным людям. Нации, цивилизации и культуры тоже оказываются перед перекрестками, определяющими их дальнейшее существование. Во второй трети XIX века перед таким перекрестком оказалась и Европейская цивилизация. Общее настроение выразил Фридрих Ницше в книге «Веселая наука». «Бог умер, – провозгласил философ, – Бог мертв». А раз Бог умер, если погас тот Свет, Который почти два тысячелетия озарял европейскую культуру, политику и семейные отношения – надо искать другой его источник. По мысли Ницше и его многочисленных последователей мерилом всего и вся является сам человек.
 
На вершине Вавилонской башни

«Будем как боги, – провозгласило Новое европейское общество, – боги, владеющие добром и злом» (сравни: Быт, 3: 5).

И понеслось! Никто не задался вопросом, который поставил еще две тысячи лет назад Христос: «Если свет, который в тебе – тьма, какова же сама тьма?» (Мф, 6: 23). Очень скоро мир увидел то, о чем его предупреждали.
 
Кровопролитные войны и революции, тоталитарные режимы и этнические чистки, биологическое и ядерное оружие. Все – во благо наций и человека, во имя целесообразности и прогресса! Христианство было изгнано из школ, судов, больниц и парламентов сначала в гетто церковных оград, а затем как в революционной России – за колючую проволоку концлагерей. К концу XX века секуляризация общества или, если сказать прямо, его насильственное обезбоживание достигло таких пределов, что мир, кажется, перевернулся с ног на голову. Его называют «постхристианский», но по своей сути этот мир – антихристианский. Распад института брака, рост преступности, беспорядочные половые связи, алкоголизм и наркотики стали почти нормой. Наряду с этим кажется, что никогда еще человек не жил в так хорошо. Он может путешествовать по всему миру, информационная открытость дает доступ миллионам для тех знаний, которые были раньше уделом единиц, медицина отодвинула границы старости на двадцать – тридцать лет, продукты питания доступны каждому европейцу на любом перекрестке.
 
Но даже на горделивой вершине этой Вавилонской башни технологии человек ощущает странное одиночество и пустоту. Ему, одетому, накормленному и ухоженному, холодно и сиротливо под бездонной чернотой космоса. Он имеет все – но одновременно как никогда ничтожен, одинок и беден. Словно рак человека съедает печаль, не знакомая его предкам. Он смутно ощущает, что вокруг него растлевается, оплевывается и подвергается уничтожению самое лучшее в нем – образ и подобие Творца: его человечность. И ничего взамен этой щемящей тоски не может дать современная секулярная культура.

 

father_son.jpg

«Возвращение Блудного сына», Помпео Батони

Что же дальше?
Ответ на этот вопрос можно найти в Притче о Блудном сыне. Бог не умер. Это человек попытался выкинуть Бога из своей жизни. «Отдай мне то, что принадлежит по праву рождения, – сказал человек, – я хочу жить отдельно!». Это люди – ты или я – ушли от Бога в «страну далече», где начали строить быт по своим лекалам и разумению. Как увлекательна и сладка была сначала эта жизнь! Но итог подобного эксперимента у всех перед глазами. Некогда господин в доме Отца, человек стал рабом свиней – прислужником обмана, разврата и ненависти. Вместо того, что бы быть Богом – он оказался оборванным нищим, которого гнетет стыд от собственного бессилия, ужас перед голодом, потерей социального статуса, войнами, эпидемиями и неизбежной могилой.

Притча о Блудном сыне через призму тысячелетий глядит в день сегодняшний. Она вглядывается в тебя и меня. И тихий ее шепот обращен к каждому, к тебе и мне:

«Человек! Ты снова перед выбором. Ты снова на перекрестке жизни! Останешься ли ты здесь, в этой «стране далече» греха и ужаса? Или возвратишься к Небесному Отцу? Трапеза Любви приготовлена, она ждет тебя на каждой Литургии. Церковные двери открыты, достаточно сделать несколько шагов – до Исповеди и Причастия. Отец Небесный дарит тебе целое Царство и всю правду его! Неужели же все остальное не приложится (Мф, 6: 33)? Объятья Христа раскрыты, Он протягивает руку, что бы ввести тебя в Радость Воскресения, которой по слову Евангелия не будет конца. Все что Он имеет – целую Вселенную – все твое!

Но хватит ли тебе сил? Сможешь ли ты, лично ты, через покаяние, церковные Таинства, веру и надежду вернуть себе – себя? Сможешь ли ты с Богом пройти свою жизненную дорогу? Или так и останешься рабом греха, ненависти, похоти и смерти? 

Человек! Здесь и сейчас – сделай правильный выбор!»

Вот о чем говорит древняя притча, которую читают в каждом домодедовском храме за две недели до Великого поста.

С наступающим Постом, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский,
в иллюстрации материала использованы фрагменты картин: «Возвращение Блудного сына» Рембранта Харменса ван Рейна и «Возвращение Блудного сына» Помпео Батони

Вакант, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ