25 марта 2019 г., 10:45
Просмотры: 681
Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО
ДОМОДЕДОВО, 25 марта 2019, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – В дискуссии участвовали специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Наталья Клецко и представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области Ирина Машукова. На встрече присутствовал президент Торгово-промышленной палаты г. о. Домодедово Александр Пашков.
Основная тема дискуссии определялась вопросом «Всегда ли прав потребитель?» и рассматривалась на конкретных примерах. Человек разочаровался в модели купленной им магнитолы, решил вернуть ее в магазин и получил отказ: магнитола работает исправно, а за неверный выбор покупателем модели продавец ответственности не несет. Молодая мама пытается вернуть детское платье, на котором отсутствуют упаковка и бирка…
Рассматривались примеры синдрома «потребительского экстремизма» – этот термин применяется к действиям покупателя, который не принимает никаких доводов, обращаясь во все инстанции только с одной целью – досадить продавцу.
Однако, по статистике, большинство претензий к продавцам правомерны. По данным, приведенным Натальей Клецко, за 2018 год в территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленинскому району и городскому округу Домодедово поступило около 900 письменных обращений и еще больше устных. Продавцы добровольно удовлетворили требования потребителей на сумму около 700 тысяч рублей.
Участники встречи обменялись опытом и рекомендациями по выстраиванию правовых взаимоотношений между участниками потребительского рынка. Ирина Машукова напомнила о том, что цепочка этих взаимоотношений не ограничивается продавцом и покупателем. Есть еще одно звено – изготовитель, но разбираться с обиженным покупателем прежде всего приходится продавцу, который, например, в случае агрессивного поведения покупателя имеет право вести открытую фото- и видеосъемку. Такие материалы суд принимает в качестве доказательств.
В юриспруденции есть понятия: дух и буква закона. Девиз «Покупатель всегда прав» – это, по мнению экспертов, дух, то есть философский абсолют, к которому должны стремиться участники потребительского рынка.
А в каждом конкретном случае главенствует буква – кто конкретно не прав: продавец или покупатель, и какая мера ответственности лежит на производителе.
Права есть у всех участников взаимоотношений «производитель – продавец – потребитель», и все они должны уметь грамотно их защищать.
Михаил Панферов,
фото автора