Домодедово

Яндекс.Погода

воскресенье, 21 апреля

ясно+10 °C

Онлайн трансляция

19 января Домодедово встречает Крещение Господне

18 янв. 2019 г., 11:30

Просмотры: 379


Мало кто знает, но еще в начале царствования императора Петра I Крещение Господне отмечалось буквально с государственным размахом

Этим молодой царь подчеркивал свою преемственность московским Великим государям и другим правителям Руси.

Государственное торжество
На льду Москва реки или речки Неглинки строилась деревянный резной шатер, в центре которого прорезалась крестообразная прорубь. После Божественной литургии в Успенском соборе Московского кремля духовенство во главе с патриархом Адрианом, а после его смерти с одним из главных митрополитов, торжественным крестных ходом шло к реке, которая в тот момент становилась как бы иконой палестинского Иордана, где совершились события Крещения Господня.

Это было величественное зрелище. Пятьсот священников в драгоценных облачениях шли под колокольный звон и величественное церковное пение. Перед ними в походном порядке, с развернутыми знаменами и барабанным боем, проходили Измайловский и Преображенский полки. Во главе последнего в полковничьем парадном мундире шел сам Петр I. Невероятное количество москвичей толпилось вокруг, облепляя деревья и близлежащие крыши. Достигнув Иордани, полки выстраивались огромным квадратом, центр которого заполнялся духовенством. На ветру колыхались знамена и церковные хоругви. Колокола смолкали. Начинался торжественный чин Великого освящения вод, в ходе которого, после прочтения длинных молитв, митрополит крестообразно трижды погружал в воду нижний конец большой восковой свечи. А после освящения кропил освященной водой царя, духовенство и стоящее вокруг воинство. В это время снова начинали звонить колокола всех московских храмов, а со стен Кремля гремели пушечные залпы. После окончания молебна, москвичи до самого вечера набирали освященную воду, а самые смелые даже окунались в прорубь.

Интересно, что традиция Крещенских купаний родилась еще при отце Петра I – царе Алексее Михайловиче – скорее как казус. Тишайший царь при опоздании бояр на государственную церемонию приходил в изрядный гнев. И приказывал рындам из охраны без жалости, прямо в шубах и шапках, кидать опоздавших в ледяную воду. Впрочем, царь был отходчив, а потому в честь великого праздника тут же жаловал провинившихся чаркой горячего вина и новой шубой. Понятно, что к концу жизни Алексея Михайловича многие лукавые царедворцы специально опаздывали на Освящение воды, что бы позабавить государя. Народ, который видел происходящее, принял наказание за особый обряд. И быстро его перенял. Так родились известные нам крещенские купания.

Крещение Господне в наши дни
От всего этого блеска царского праздника дошли до нас только воспоминания иностранных послов, экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля и исследования историков. А еще – сам порядок проведения богослужения, который из века в век повторяется в каждом православном храме. Как тогда, так и теперь на Крещение духовенство облачается в белые ризы. Воинские полки и глава государства в церемонии теперь не участвуют. Но как раньше, так и теперь главной особенностью дня является чин Великого освящения воды – Великой агиасмы. При этом воду освящают дважды: 18 января в Крещенский сочельник и 19 января после Божественной литургии. И пусть раньше патриарх погружал в воды зажженную свечу, а теперь Крест, сам чин освящения, его порядок и слова остались теми же. И вода первого и второго освящения ничем не отличается. Нет отдельной «Богоявленской» и «Крещенской» воды. Это – одна и та же Крещенская вода. Дважды - как тогда, так и теперь – воду освящают только для того, чтобы ее могло взять в дом наибольшее количество христиан. Но главное: во все времена праздник рассказывает о евангельском событии, происшедшем 2000 лет назад. Мало того, христиане верят, что евангельские истины имеют непреходящее значение. А Литургия соединяет прошлое, настоящее и будущее в единое целое.

Крещение Господне или Богоявление?
Полное название праздника: Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Это не было Таинством Крещения в нашем понимании. Скорее –

ритуальным омовением в знак перемены жизни, отречения от греха и готовности человека существовать в согласии с Божьими Заповедями. Проповедь покаяния и обряд проводил последний пророк Ветхого Завета - Иоанн Предтеча. Именно по обряду омовения он получил свое второе наименование – Креститель. Подобное ритуальное действие было положено в древней Иудее только для язычников, без него они считались скверными. Иоанн Креститель проводил его над верующими иудеями, чем вызвал бешенную ярость местной жреческой элиты.

Будучи безгрешным, Иисус Христос проходит это символическое действие в знак того, что отныне Бог перестает быть «сторонним» Наблюдателем человеческой истории. В ту пору Иисусу было тридцать лет. Среди других Он так же попросил Иоанна об обряде омовения. Иоанн, будучи пророком, сразу понял, Кто стоит перед ним и был поражен до глубины души.

«Мне надобно креститься от Тебя, - в ужасе сказал он, - и Ты ли приходишь ко мне?». На что Христос ответил загадочными словами: «ныне надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 14-15)».

Так, через Крещение, Богочеловек Христос реально входит в поток человеческой истории, что бы Собой освятить человека, время и материю.

Второе название – Богоявление – связано с чудом, которое произошло во время крещения Господня. Как сказано в Евангелии от Луки, на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас Божий назвал Его Сыном.

«Отверзлось небо, - пишет евангелист, - и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3:22)».

Так людям в видимых образах была явлена Пресвятая Троица: глас с небес – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И тем было явлено свидетельство, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Отныне история мира пойдет другим путем. Она станет ответом на явление Бога в мир.

Древний праздник
Богоявление стали отмечать как особый день еще в апостольское время. Во времена Древней Церкви этот день вмещал в себя одновременно два торжества – праздник Рождества Христова и Богоявления-Крещения, ведь оба праздника рассказывают о явлении Бога в мир. В IV веке праздник разделили, Крещение стало праздноваться через десять дней после Рождества Христова, а время между праздниками назвали Святками – святыми днями. Как и Рождество – Крещение предваряет строгий постный день – Крещенский сочельник. В Сочельник православные христиане стараются не вкушать никакой пищи «до первой звезды», а после употребляют в пищу сочиво – вареную пшеницу с медом. Русская Православная Церковь празднует Богоявление 19 января по Новому стилю (6 января по Старому стилю).

Праздник Крещения Господня или Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. «Предпразднство» – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему

празднуемому событию. Соответственно, «попразднство» — праздничные дни после главного церковного торжества. Окончание праздничных дней 27 января знаменует собой Отдание праздника – день, в который последний раз на богослужении Церковь торжественно прославляет Крещение Господне.

Коротко о Крещенской воде и Крещенских купаниях
Святую воду можно бесплатно взять в любом православном храме 18 января после вечернего богослужения и с 19 по 27 января после богослужений. Не забудьте пластиковые бутылки! Чин Великого освящения воды для 18 и 19 января один, а потому никакой разницы между святой водой этих дней нет. Великая агиасма почитается святыней, которую хранят весь год и употребляют утром в небольших количествах натощак. По обычаю ею кропят жилище и верующих людей. Святой считается только вода, которая была освещена в храме или на водоеме по церковному чину. Вода в кране, колоде, речке или пруду без церковной молитвы святыней не является.

Надо особо подчеркнуть, что Крещенские купания являются только благочестивым народным обычаем, совсем не обязательным для каждого верующего православного христианина. Вопреки распространенному суеверию, грехи после Крещенского купания не прощаются. Грехи может отпускать только Бог в Таинстве Исповеди через священника. Тем более не считается крещеным человек, просто окунувшийся в прорубь. На купание в проруби принято брать благословение у священника. И тем более нельзя окунаться в прорубь в состоянии алкогольного опьянения – это является греховным поступком.

 

Тропарь Крещения Господня

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

На русском языке:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ