Домодедово

Яндекс.Погода

воскресенье, 16 декабря

пасмурно-9 °C

Онлайн трансляция

10 августа во всех храмах Домодедова пройдут богослужения, посвященные Смоленской иконе Божьей Матери.

09 авг. 2018 г., 15:17

Просмотры: 233


10 августа во всех храмах городского округа Домодедово пройдут богослужения, посвященные Смоленской иконе Божьей Матери.

Об этой иконе упоминают все учебники по Русской истории, ее изображение и иконописные копии есть в каждом православном храме. Перед ней молились Владимир Мономах, Иван Грозный, русские цари и императоры. У Ее образа просил о победе русского оружия в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов. В 1943 году икона пропала. О славной и трагической истории общероссийской святыни расскажет корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский.

1941: На развалинах Смоленска

17 июля 1941 генерал Гейнц Гудериан на правах победителя осматривал только что занятый немецко-фашистскими войсками Смоленск. Осмотреть можно было немного: Люфтваффе с первых дней войны бомбила город с потрясающим варварством. Все центральные улицы выгорели. Иногда пожары достигали такой силы, что уцелевшие жители спасались от огня в водах Днепра. Уцелели лишь самые крепкие древние здания. Наши предки умели строить. От каменных глыб, скрепленных раствором извести на яйцах, фашистские бомбы отскакивали словно горох. Подивившись толщине стен Смоленского Кремля, о которых Гудериан уже читал в Воспоминаниях Наполеона, генерал пошел в самое главное культовое здание города – Свято-Успенский Собор. К этому времени Собор был превращен в антирелигиозный музей. Однако внутреннее убранство было сохранено. Генерал вспоминал:

«Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности»

В своих «Мемуарах» Гудериан слукавил. По воспоминаниям современников, он надолго задержался около двух главных святынь Смоленского собора – мощей великомученика Меркурия, рядом с которыми хранилось его стальное копье, и возле образа Смоленской Богоматери. Икона представляла из себя один из древнейших памятников византийской иконописи. Правая рука Богородицы лежала на груди. Она словно указывала на Богомладенца Христа, восседавшего на Ее левой руке. Спаситель десницей благословлял молящихся и держал у сердца свиток со словами Евангелия. Гудериан знал, что Наполеону не удалось увидеть эту уникальную икону. В 1812 году она была увезена русскими людьми сначала в Москву, а затем в Ярославль. Зато теперь видел ее он, генерал новой Великой армии, рвущейся к Москве! Древнее копье великомученика Меркурия Гудериан взял в руки, отметив вес и качество металла.

«Кто знает, - сказал генерал, - может быть, это то самое «Копье судьбы», которое пронзило Христа? Тогда я держу в руках саму Судьбу мира!»

Подобно французам в 1812 году, немцы выставили около Собора охрану. А затем разрешили верующим совершать внутри регулярные богослужения. Это стало, пожалуй, единственным добрым делом оккупационной власти в разрушенном древнем русском городе. Пехотные и танковые части вермахта очень скоро ушли на Восток, уступив место карателям из «СС», которые установили режим тотального террора. За два года «гуманные» европейцы уничтожили более 150 тысяч смолян, а всех выживших обратили буквально в рабов. Отступая под ударами Красной армии, оккупанты украли и главные святыни. Чудотворная Икона Смоленской Богоматери и копье мученика Меркурия стараниями секретной службы Третьего Рейха «Аненербе» были вывезены в неизвестном направлении. С тех пор их судьба является загадкой, над которой бьются историки.

Иконопись и портретная живопись

Согласно Церковному преданию, первые изображения Богоматери были написаны евангелистом Лукой. Апостол, кроме врачебного и риторского искусства, прекрасно владел техникой античной живописи. Не надо думать, что портрет – это «выдумка» эпохи Возрождения. До нас дошли Фаюмские портреты I – II веков нашей эры, которые по техническому и эмоциональному исполнению вполне созвучны нашему времени. Дошли и фрески римских катакомб, мозаики Помпеи и многие другие археологические артефакты, содержащие портретные изображения. Но именно апостолу Луке принадлежат первые иконописные образы. Иконопись отличается от портретной живописи. Как можно передать Невыразимое? Как можно отобразить красками не просто лицо, а Лик человека, который преображен сиянием Божества? Сейчас для этого иконописцы используют специальные художественные приемы, одним из которых является Обратная перспектива. В иконописи воображаемый горизонт расположен не за фигурами на изображении, а перед ним. Соответственно все линии геометрического построения иконы не «расходятся» от зрителя, а расходятся от изображения. Человек оказывается тем «горизонтом», на который глядит Бог или святой с иконы. Доподлинно не известно, кто первым применил подобный чисто художественный прием, но все тексты Евангелия построены именно так. Не человек глядит на образ Христа на страницах Евангелия, а Сам Христос – на человека. Не человек читает о Христе, а Христос разговаривает с человеком. В Евангелии от Луки это чувствуется особо остро.

Древний образ

Образ Смоленской Богоматери Одигитрия относится к самым древним образцам иконописного искусства. Считается, что изначально она пребывала в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь. Одигитрия – дословно переводится, как «Путеводительница». Это название перешло к целой группе иконописных изображений и связано с чудом. Согласно легенде, Богородица явилась двум молящимся слепцам, которым повелела прийти в Свой Влахернский храм. Чтобы слепцы не заблудились, Она Сама вела их по пыльным улицам Константинополя. В храме, у иконы Божьей Матери, слепцы получили прозрение.

На Русь икона попала в 1046 году. Этим образом император Византии Константин Порфинородный благословил свою дочь царевну Анну на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Сын этой семейной пары – Великий князь Владимир Мономах в мае 1101 года перенес икону в Смоленск, где с почетом поставил в соборном

храме Успения Пресвятой Богородицы. Так древняя византийская икона получила свое второе наименование – Смоленская.

Заступница Усердная

С образом Смоленской Богоматери связаны многие таинственные и чудесные события в истории России. От этой иконы были явлены столь многочисленные чудеса, что летописи писали о них как о само собой разумеющихся «обыденных» вещах. Знатные и простые люди исцелялись от слепоты, хромые начинали ходить, а немые – славили Бога. Здесь, у иконы вступали во владение Смоленской землей князья и венчались с избранницами. Здесь же стояли их гробы перед погребением.

В 1237 году после слезного молебна перед этим образом от города отступили непобедимые полчища хана Батыя. Список именно этой иконы имел в своей келье преподобный Сергий Радонежский. В XIV столетии, в период войн с могущественным литовским князем Витовтом икона ненадолго покидает смоленские приделы, переезжая в Москву. Здесь она пребывала в Благовещенском соборе Московского кремля до 1456 года, чтобы снова по воле Великого князя Василия III Темного возвратиться возвратится в отвоеванный русскими войсками Смоленск. На месте расставания москвичей с чудотворной святыней был основан знаменитый Новодевичий монастырь. В нем была поставлена точная копия знаменитого образа.

При приближении французов к Смоленску в 1812 году, епископ Ириней (Фальковский) упал перед чудотворным образом на колени и произнес:

«Не метают бисер перед свиньями! Не дадим святыню псам!»

Икону с крестным ходом отправили в Первопрестольную столицу, поместив в Успенский собор. В славный день Бородина с чудотворным образом было совершено два крестных хода: с оригиналом – вокруг Белого города Москвы, а с точной копией, датируемой 1602 годом – перед солдатами и офицерами на поле Бородина. Михаил Илларионович Кутузов на коленях молился перед этой иконой о даровании русскому оружию победы в войне с французским агрессором. Как известно, молитва была услышана. Через полгода Кутузов в Приказе по войскам скажет: «Война закончена в виду полного истребления неприятеля».

После освобождения Русской земли, икона вновь была возвращена в Успенский кафедральный смоленский собор. И хотя в начале 30-х годов XX века собор был превращен в антирелигиозный музей, даже безбожные советские власти побоялись ее тронуть. Смоленская Богоматерь пребывала на своем, освященным веками русской истории месте. Но то, на что не решились коммунисты, сделали гитлеровцы. В 1943 году Смоленская Богоматерь была вывезена в неизвестном направлении.

Надежда

Как известно германский фюрер Адольф Гитлер увлекался поиском древних археологических артефактов. По его мысли святыни, освященные веками молитвы и окруженные ореолом Тайны должны были составить фундамент мистической мощи Третьего Рейха и сделать его непобедимым. Поиском Чаши Грааля, Копья Судьбы и других легендарных предметов занималось таинственное и засекреченное общество нацистов – «Аненербе». Оно же занимались кощунственными оккультными «экспериментами» с найденными предметами. По-сути, это было ничем иным, как тайным сатанизмом. Со всей Европы в Берлин тайно вывозились христианские духовные

сокровища. Так туда была увезена и икона Смоленской Богоматери. Но Бог поругаем не бывает.

Добро никогда не было и в дальнейшем не может являться орудием зла. Развязавшим бесчеловечную мировую бойню преступникам не помогут никакие священные реликвии.

«Без Бога – не до порога» - гласит русская пословица. Противопоставив себя человечности, милосердию, вере и любви, нацистские преступники бросили прямой вызов Небу. А потому Гитлер был просто обречен на военную и политическую катастрофу, наступившую в мае 1945 года.

После военного поражения территория Германии была разделена на несколько секторов победившими союзниками: СССР, США, Англией и Францией. На этих территориях велся активный поиск вывезенных нацистами культурных ценностей. Некоторые из них удалось найти и вернуть законным владельцам. Но много, очень много так и не было найдено. Среди безвозвратных утрат – чудотворный образ Смоленской Богоматери.

Но у нас есть надежда. В Истории не раз случалось так, что Великие святыни, которые казались утраченными навсегда, вдруг находились. Иногда – спустя десятилетия или столетия после исчезновения. В послевоенный период возникла неразбериха с возвращением наших культурных ценностей из Германии. Многие из них отправились через Атлантический океан – в США. Некоторые очутились в Англии или Франции. А потому вполне возможно, что святыня русского народа Смоленская икона Богоматери до сих пор среди других нацистских сокровищ лежит в каком-нибудь аккуратно заколоченном ящике в одном из секретных бункеров стран Антигитлеровской коалиции. Но обязательно настанет день, когда этот ящик откроют. И чудотворная икона, снова явленная миру, возвратиться на положенное ей место – в Успенский кафедральный собор многострадального русского города Смоленск. По крайней мере, православные люди в это верят.

Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ