Домодедово

Яндекс.Погода

суббота, 17 ноября

ясно+3 °C

Онлайн трансляция

Вотчина бояр Колычевых

25 дек. 2017 г., 9:42

Просмотры: 402


«Домодедовские вести» продолжают цикл публикаций по истории городского округа Домодедово, в этот раз рассказ пойдет о древнем селе Колычево

Роман Денисов

dv1.jpg

ДОМОДЕДОВО, 24 декабря 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – В 15 километрах от Москвы на высоком берегу реки Пахры высится кирпичная свеча колокольни храма Воскресения Словущего. Она хорошо видна со стороны шоссе, которое ведет в аэропорт «Домодедово». Колокольня – самая высокая точка села Колычево. История села уходит в глубокую древность и неразрывно связана с одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви – московским митрополитом Филиппом. Его иконописный лик смотрит с фасада колокольни. Внимательный взгляд митрополита встречает молящихся в храме. О священномученике Филиппе, Иване Грозном и истории села и пойдет этот рассказ.

Соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским
К 1568 году ему исполнился 61 год. Родившийся в знаменитом боярском роду, детство он провел в Москве и семейном имении Колычево. На берегу неторопливой Пахры он впитал любовь к родной земле и получил разностороннее образование. Иначе просто быть не могло, ведь его отец был воспитателем Юрия Васильевича – брата Ивана IV. Юность пролетела при дворе великого князя. Казалось, его ждала блестящая придворная карьера.

Но блеск придворной жизни и звон боевых мечей не радовали молодого человека. Всем своим сердцем он жаждал посвятить жизнь Богу. Тридцати лет от роду Федор – так звали в миру молодого человека – в одежде простолюдина уходит вместе с обозом на далекий Север. Полгода он пасет овец, а еще через год его постригают в монахи под именем Филипп.

Восемь лет трудов, молитвы, постов и подвигов поднимают Филиппа до звания игумена знаменитой Соловецкой обители. Именно при игумене Филиппе вокруг монастыря поднимаются те циклопические стены, которые мы видим сейчас, строятся храмы и в разы расширяется хозяйственная деятельность. Среди лучшего русского духовенства Филипп участвует в Стоглавом соборе, на котором Иоанн Васильевич обращает пристальное внимание на усердного игумена. Не связанный ни с какой боярской партией, Филипп Колычев представляется царю идеальной фигурой на место московского митрополита.

Царь Иоанн IV был сложным человеком, в душе которого склонность к неудержимому насилию парадоксальным образом уживалась с православной религиозностью. Соловецкий игумен говорил прямо там, где все льстили. Он был словно отражением совести Иоанна. Поэтому царь остановил на нем свой выбор. Слово царя много значило в то время. И поэтому на соборе духовенства 1566 года именно Филиппа единодушно избирают кандидатом на первосвятительскую кафедру.

Совесть царя
Но тут возникает неожиданная проблема. Приехавшего издалека соловецкого игумена ужасают московские казни. Неожиданно для всех он выступает с резким осуждением разделения государства на земщину и опричнину, а также политики террора, которую проводит царь. Не ограничиваясь разговорами наедине, Филипп поднимает вопрос ребром прямо на заседании собора.

– Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия!

Царь пугается. Собор епископов – это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений? В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси.

В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни. Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение – казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил. Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления земщины. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул насчет митрополита Филиппа:

– Везде этот поп! Продыху от него нет!

Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Царь осторожно прощупывает общественное мнение. И все вокруг – бояре, опричники и духовенство – льстиво поддакивают: «Да, ты – прав! Ты самодержец! Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля – воля Божья». И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин! Что бы ни делал царь – митрополит должен молчать! Совесть – замолчи!

Царь и христианин
Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора. Его цель – безграничная власть над душами современников.

«Чего хочет царь – хочет Бог!» – вот его лозунг.

Аресты и казни следуют одна за другой. Князья и бояре Челяднины и Куракины, Булгаковы, Ряполовские и Ростовские, Щенятевы и Турунтай-Пронские… Родственники репрессированных, обиженные и обездоленные, – все они стекаются к митрополиту. «Заступись, владыка, – со слезами молят они, – помоги!». Но Филиппа даже не пускают под государевы очи. Его лишают древнего права всех христианских епископов – печаловаться, заступаться за осужденных. И тогда митрополит решается на небывалое: обратиться к Иоанну прямо в храме.

Христианин и царь
22 марта 1568 года митрополит совершал Божественную литургию в Успенском соборе Московского кремля. Иоанн Васильевич пришел на службу вместе с опричниками. Расшитые золотом шубы вошедших были наспех прикрыты черными ризами. На их головах красовались высокие монашеские шапки. В таком виде царь подошел к митрополиту за благословением. Филипп сделал вид, что не замечает главу государства. По собору пробежал сдержанный шум.

– Перед тобой царь, – одернул Филиппа кто-то из бояр, – благослови его!

Митрополит остановился, обвел присутствующих взглядом и с расстановкой произнес:

В этом рубище и в делах государственных я не узнаю царя православного!

Все замерли. Царедворцы боялись не то что посмотреть на царя – они дышать боялись! В этой жуткой тишине митрополит, глядя в глаза Иоанну, продолжил:

– Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а ты за алтарем проливаешь кровь христианскую. В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а на Руси их нет! Грабежи и убийства совершаются именем царским! Государь! Как ты предстанешь на суд Божий? Обагренный кровью невинных, оглушаемый воплем их муки? Государь, побойся Бога…

Гримаса гнева обезобразила лицо царя. Слова правды жгли его как железо.

– Довольно! – придушенно закричал Иоанн. В руках мелко дрожал посох. – Я был слишком милостив к тебе, митрополит! К тебе – и твоим сообщникам!

Затем, развернувшись, он буквально побежал к выходу! Царь испугался! Он, знавший силу слова, испугался. Испугался того, что Филипп сейчас произнесет самое страшное – отлучение от Церкви, анафему! Собор опустел почти мгновенно. Этого ужаса и унижения Иоанн Васильевич не забудет до конца своих дней.

Участь митрополита Филиппа была решена. Его арестуют и осудят за измену. На его глазах казнят всех родственников, а затем сошлют в дальний монастырь. Но ни пытками, ни щедрыми посулами сломить волю митрополита царю не удастся. «Нет тебе, государь, моего благословения!» – будет снова и снова повторять Филипп. Нет, и никогда не будет благословения православной Церкви на кровь, беззаконие и насилие! Не в силе Бог, а в правде!». В 1569 году в тверском Отроч-Успенском монастыре Малюта Скуратов задушит бесстрашного старца. А уже через сто лет митрополита Филиппа Колычева Русская церковь прославит в лике святых мучеников.

От села Колычево до города Никитска
Убийство митрополита Филиппа и расправа над его родственниками не могли не коснуться вотчинных владений бояр Колычевых. Но село на реке Пахре ими заранее было передано Московскому Богоявленскому монастырю. А потому уцелело. Жизнь в древнем селе была сосредоточена возле древнего деревянного храма. Колычевы построили его настолько добротно, что простоял он почти триста лет. Лишь к 1697 году неподалеку возвели новый храм во имя Воскресения Христова – каменный храм Воскресения Словущего. Старую церковь разобрали, отметив памятное место часовней.

При правлении Екатерины Великой село Колычево и находившуюся на противоположном берегу реки Пахры деревню Шестово было повелено называть «уездным городом Никитском». От Москвы до Никитска было построено шоссе. Между двумя частями новообразованного города ходил паром, а каменный храм Воскресения Словущего стал самой значимой постройкой и духовным центром уезда. В Никитский уезд входило 72 села, жители которых занимались сельским хозяйством и разведением лошадей.

Главным богатством города Никитска был белый домодедовский известняк, который из каменоломен поставлялся для строительных нужд в Первопрестольную. Нижняя часть герба этого уездного города с изображением «трех положенных отесанных белых камней на золотом поле» и послужила основой для современного герба городского округа Домодедово.

Упадок и возрождение
К началу XIX века белый камень как строительный материал окончательно уступает первенство кирпичу. И с 1802 года Никитск исчезает из списка русских городов, вновь став селом Колычево. Село пережило грозу 1812 года, к началу XX века построило при храме новую колокольню, открыло школу и больницу. Страшный удар по селу нанесло советское время. Как тысячи других, колычевский храм был закрыт, его помещения превращены в склад, а колокольня стала водонапорной башней. Даже древнее кладбище, в котором лежало столько поколений сельчан, было стерто с лица земли! Село лишили сердца. И Колычево стало умирать. К 2000 году в нем проживало только 65 жителей.

DSC05257_.jpg

Роман Денисов

Сейчас наше Отечество поднимается с колен. Перемены к лучшему коснулись и древнего Колычево. Стараниями священников Александра и Сергея Голевых, жителей села, благочестивых жертвователей и администрации буквально из руин был поднят Воскресенский храм. В 1997 году он торжественно отметил свой 300-летний юбилей. К храму построили притвор, на куполах золотом засияли кресты, в полном объеме был воссоздан внешний облик и внутреннее убранство храма, открыты воскресная школа для детей и паломнический центр. Поражает красота росписей, обилие молодежи и детей на службах. В село снова потянулись люди.

Мы часто не осознаем, что живем во времена чудес. И чудеса эти – дело рук простых русских людей, для которых нет слова «невозможно». Они не только верят, что «невозможное для людей – возможно для Бога», нет! Они не мечтатели. Кропотливым ежедневным трудом, честностью и несгибаемым упорством, с молитвой на устах и мастерком в руках, они возрождают свою Родину. Они не говорят о правде – они на деле стоят за правду, как стояли за нее поколения русских людей. И митрополит Филипп, чья икона смотрит со стен колокольни храма Воскресения Словущего, этому свидетель. С малых сел, таких как древнее Колычево, Россия возрождается. Возрождается, чтобы смело глядеть в будущее.

Александр Ильинский,
фото – Роман Денисов,
в оформлении использованы картины «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (В. Васнецов), «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (Н. Невреев), а также гравюра «Митрополит Филипп отказывается благословить Иоанна Грозного»


Вступайте в нашу группу @dmdvesti социальной сети ВКонтакте

 


Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ