Домодедово

Яндекс.Погода

четверг, 16 августа

ясно+18 °C

Онлайн трансляция

Храм Флора и Лавра в древнем домодедовском селе Ям – точка притяжения хороших людей

23 июня 2017 г., 15:10

Просмотры: 1341


Совсем недавно в Домодедово появился новый музей, расположился он при храме Флора и Лавра в селе Ям, музей сохраяет историю Новомучеников и Исповедников Домодедовских, самое время узнать и историю возрождения самого храма

vozroz1.jpg

ДОМОДЕДОВО, 23 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Читателям Домодедовских вестей о работе музея уже подробно рассказывал наш корреспондент Александр Ильинский в интервью c куратором музея Мариной Федоровной Андриановой.  Александр продолжает знакомить жителей Домодедово с историей округа, и возрождения домодедовских святынь.

Время разбрасывать камни. И время их собирать

Село Ям известно с 17 века. Долгие века ямщики, золототкачи и другие работные и талантливые жители этого села, протянувшегося вдоль важного Каширского тракта, занимались четным трудом, воевали за свое Отечество, помогали больным и бедным под сенью куполов и крестов знаменитого Флоро-Лаврского храма. Пережив страшные безбожные годы село вновь живет, заново отстроив свой духовный центр и восстановив связь времен и поколений.

Осенью 1940 года село Ям на Старой Каширской дороге сотряс мощный взрыв. В домах сельчан посыпались стекла. Белая свеча колокольни Флоро-Лаврского храма поднялась на несколько метров вверх, а затем грудой кирпича осела на землю. Грибовидное облако пыли и дыма взлетело высоко в небо, как птица распахнуло крылья и так – в виде птицы – поплыло над Пахрой в облака. Люди, из дворов наблюдавшие за происходящим, тяжело вздохнули: «Улетала душа села». А меньше чем через год началась Великая Отечественная Война.

Священник Флоро-Лаврского храма Ярослав Савицкий был расстрелян еще в 1938 году. До этого, в начале двадцатых, были разграблены ценности, которые жители села по крупицам собирали в любимой церкви. Отняты земли храма, сброшены колокола, закрыты богадельни и школы. Вера – осмеяна, растоптана и запрещена. Многие верующие – отправлены в лагеря.

Даже лошадей, которые издревле определяли быт ямщитского села, вытеснили автомобили. Оставшиеся жители разбрелись. Им просто нечего в селе стало делать. Кто-то перебрался в Домодедово, кто – в Москву, а кто и еще дальше. К началу 80-х годов XX века село еще хирело, но жило. К началу девяностых от села Ям осталось одно название. И горстка стариков, доживавших там свой век. Казалось, что вместе с ними зримо уходило прошлое… Именно в это время в древнем селе появились энтузиасты, которые решили восстановить храм. А вместе с ним – историческую связь времен.

Связь времён

Первые документальные сведения о селе Ям содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 год. Они касаются храма, который изначально был его центром.

«Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, - записано в ней, - а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная. А в церкви и образы, и свечи, и книги. На колокольнице - колокола».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, деревень Старое и Новое Съяново, а также сельцо Пахрино. Само село Ям в разные годы принадлежало разным лицам. Среди них, например, князья Долгорукие. С XVII века его приписали к царствующей фамилии.

Храм при селе был с незапамятных времен. Село было ямщитским. Об этом говорит тюркское слово «ям» - дорожная, почтовая станция. Сеть таких станций была разбросана по всей Руси. Жизнь ямщиков была тяжелой, связанной с бесконечными русскими дорогами и главной «движущей силой» этих дорог – лошадьми. Своими небесными покровителями эти суровые и выносливые люди считали мучеников Флора и Лавра, которых даже на иконах предписывалось рисовать с этими благородными животными.


Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Их жизнь относится ко II веку н э. Из Малой Азии братья переселились в Иллирию (Сербия). По профессии братья-христиане были камнетесами. Поэтому они участвовали в постройке языческого храма, обратив во время строительства в христианство языческого жреца и его общину, сокрушили идолов, а также установили в храме крест. Храм, начатый как языческий, стал христианским. Римскому наместнику области это не понравилось. Он приговорил новообращенных к сожжению, а святых братьев приказал бросить живыми в колодец и засыпать землей. После того как Римская империя стала христианской, мощи святых братьев были обретены нетленными и с торжественностью перенесены в Константинополь. По преданию, с открытием мощей мучеников в той области, где они пострадали, прекратился падеж скота. Поэтому они издревле почитаются, как покровители пастухов и коневодов. До сегодняшнего времени во многих музеях России хранятся замечательные иконы святых мучеников с изображением лошадей.


Издревле храм Флора и Лавра был деревянным. Лишь с 1791 года сельчане задумались о строительстве каменного храма. Но реализовали свою задумку лишь к 1819 году. К тому времени село насчитывало 110 дворов и почти полторы тысячи жителей. По меркам того времени – это почти город. Сельчане жили зажиточно, а потому к храму любимых святых пристроили два придела, вызолотили резной иконостас, а храмовые иконы украсили серебряными венцами. С 1837 года началось обучение детей при храме грамоте, счету и Закону Божьему. Тогда же открыли богадельню, для кормления странников.

Село разрасталось. К середине XIX века в нем было более двухсот дворов и двух тысяч жителей. Многие из сельчан занимались не только сельским хозяйством и извозом, но и золотопрядением. Были и те, кто работал на текстильных фабриках в Москве или нанимался кучерами в придворные конюшни. Сельчан брали охотно. Опыта у потомственных ямщиков было не занимать, они отличались любовью к лошадям и спокойным, трезвым характером. Некоторые жители села богатели и выходили в купцы, но не порывали связи с малой родиной. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов храм начали перестраивать и расширять. Архитектор Елагин разработал проект, который и был завершен в течении десяти лет. Над селом поднялась новая колокольня, была перестроена трапезная часть и пристроены более обширные приделы. В освящении новой постройки принял участие знаменитый митрополит Филарет (Дроздов). При храме стараниями юродивого Ивана Степановича была построена каменная богадельня для женщин. Сестры богадельни посвящали свою жизнь Богу и служению больным и немощным. Именно из этого богоугодного заведения вырос впоследствии Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, об истории которого «Домодедовские Вести» уже писали.

Нет предела совершенству

Интересно, что на реставрации храма жители села не успокоились. Нет предела совершенству. Новая масштабная реконструкция началась всего через тридцать лет. Митрополиту Московскому Иоаникию был представлен новый проект, составленный архитектором Крыгиным.

Именно так – сельчане сами нашли архитектора, оплатили проект и положили его уже готовым и просчитанным до копейки на стол епархиального начальства. Митрополит подивился такому деловому подходу и дал разрешение на строительные работы. По сути храм разобрали по кирпичику, добавили строительных материалов и построили новый. Сделано это было в кратчайшие сроки. Стены храма стали толще и выше, появился центральный световой барабан, поставленный на четырех каменных столбах, а по углам сводов поместили четыре малых глухих барабана. Акустика храма сразу улучшилась в разы. И вместимость – тоже. В 1893 году состоялось торжественное освещение постройки.

«В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, - сообщали «Московские церковные ведомости», - происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид… Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Последующие годы велась отделка храмовых помещений. Церковь, которая теперь вмещала в себя до тысячи верующих, украсили тремя вызолоченными иконостасами и красивейшими росписями. Возле храма был построен приходской дом. Ширились дела благотворительности. Был создан совет попечительства о бедных. Создано Общество Хоругвеносцев, в уставе которого тоже предусматривалась помощь неимущим прихожанам. Прихожане заботились о вдовах и семьях, кормильцы из которых были призваны в армию. Особенно востребованным это стало после начала в 1914 году Первой мировой войны. Ширилось дело народного образования. На деньги благотворителей было выстроено здание женской церковно-приходской школы. А члены церковного притча преподавали не только в своем селе, но и в окрестных земских школах. В 1915 году приходу была приписана церковь, построенная на свои средства в усадьбе Горки местной помещицей Рейнбот-Резвой. Большой популярностью среди прихожан пользовалась благочестивая традиция августовских крестных ходов. Проводились они с иконой Иерусалимской Божией Матери, написанной в начале XVI века. Чудотворный образ специально доставлялся из Бронниц, на что еще в 1871 году было дано специальное разрешение.

К 1917 году в приходе церкви Флора и Лавра значилось уже 385 дворов и 2145 прихожан обоего пола. Москвичи активно строили дачи на красивых берегах Пахры и приходили в церковь. Приход считался богатым. Но этим богатством он щедро делился с больными и неимущими, бездомными и многодетными.

Роковой двадцатый век

Все резко изменилось с первых же лет советской власти. Русская церковь подверглась планомерному удушению со стороны безбожной власти. В частности у Флоро-Лаврского храма сразу отобрали землю и закрыли церковно-приходские школы. Приходскую Горкинскую церковь, еще до прибытия в Горки Ленина, спешно закрыли. В ней устроили клуб, в котором по недосмотру администрации очень скоро случился пожар. Здание полностью сгорело. В 1920 году охваченную Гражданской войной страну накрыла эпидемия тифа. Приходской священник Петр Колосов не боялся заразы и продолжил исполнять свой долг. Он причащал больных и отпевал умерших, оказывал помощь нуждавшимся и давал кров бездомным. Заразившись тифом, он скончался и стал последним священником, которого прихожане оплакали и похоронили за алтарем храма. Сменил его родной брат Константин Павлович Колосов, который после окончания Московской духовной семинарии некоторое время учительствовал в церковно-приходской школе села Ям.

В мае 1922 года уездной комиссией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом два пуда. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, колокольный звон запрещен.

«Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, - записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, - названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза»

Не лишне сказать, что до голодающих изъятые у храмов ценности так и не дошли. Зато Советское правительство дало многомиллионный заем турецкому диктатору Ататюрку, который воевал с православной Грецией. На эти деньги турки войну выиграли и выгнали из Малой Азии всех живших там православных христиан.

Но даже в условиях страшного давления со стороны государства верующие сопротивлялись закрытию храма еще десять лет! В тридцатые годы были объявлены «Безбожные пятилетки». Власть взялась за физическое уничтожение религии в СССР. Не обошло гонение и храм в Старом Яме. В стоящей на виду церкви, наконец, было запрещено совершать богослужения. Священника Ярослава Савицкого арестовали и после скорого суда расстреляли в подмосковном селе Бутово. В заключении погиб и церковный диакон отец Петр Минервин.

Возрождение святыни

В 1990 году началось церковное возрождение России. Люди сами, без подсказки «сверху» стали организовывать церковные приходы и восстанавливать разрушенные храмы. Был организован такой приход и в селе Ям. Власти возвратили верующим руины храма, колокольня которого была взорвана еще в 1940 году. Первая служба была отслужена в Великую Субботу 14 апреля в Никольском приделе Флоро-Лаврского храма, созданном трудами и заботами двух подвижников - блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Сейчас главный престол в храме освящен во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а правый посвящен святителю Николаю.

Ныне в храме святых Флора и Лавра вновь совершаются богослужения. Бессменным настоятелем храма и руководителем дружной общины с самого начала восстановления храма является игумен Валерий (Ларичев) – один из самых удивительных священников Городского округа Домодедово. (на фото правее - прим.ред)

Cвященники Домодедовского благочиния

При храме действует воскресная школа для детей, ведутся беседы со взрослыми, действует художественная студия и открыт уникальный музей Новомученников и Исповедников Российских. Отстроена колокольня, восстановлены интерьеры и росписи, в храм возвратились многие святыни, утраченные в лихие революционные годы. При храме создана богадельня для пожилых монахинь и функционирует паломнический центр. Словно магнит храм притягивает хороших и образованных людей. И если раньше жители старались перебраться в Москву, теперь наблюдается обратный процесс. Люди возвращаются. Детский смех снова звучит на улицах древнего села.

Над Пахрой плывет колокольный звон. Кажется, что вместе с храмом в село снова вернулась душа. Так оно и есть. А раз так, значит и у села Ям, и у всей нашей земли есть будущее. И вера, надежда и любовь в нашем народе никогда не оскудеют.


 

Александр Ильинский
фото автора, Романа Денисова, из архива храма
Домодедовское информагентство

Татьяна Владимировна АНДРЕЕВА, Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ