Домодедово

Яндекс.Погода

воскресенье, 23 сентября

небольшой дождь+10 °C

Онлайн трансляция

«Все дороги – стратегические». Интервью Леонида Ковалевского «Домодедовским вестям»

16 авг. 2018 г., 15:00

Просмотры: 295


Встреча обозревателя «Домодедовских вестей» с Леонидом Павловичем была в основном посвящена строительству и реконструкции дорог

Михаил ПАНФЕРОВ / ДИАМО

ДОМОДЕДОВО, 16 августа, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Разговор с Леонидом Павловичем Ковалевским журналистам не хочется заканчивать быстро. Он на память приводит массу цифр, фактов, с железной аргументацией обосновывает действия и принятые решения. Ковалевский около 28 лет возглавлял сначала Домодедовский район, затем городской округ Домодедово. Осенью прошлого года Леонид Павлович был избран депутатом, а затем председателем Совета депутатов округа.

Выбор темы интервью ясен: в последние годы в округе ведется интенсивное строительство автотрасс, вспомним Белостолбовскую эстакаду, развязку в районе аэропорта «Домодедово», объездную дорогу вокруг микрорайона Авиационный, недавнее открытие эстакады на выезде из города у гипермаркета «Карусель», других значимых объектов.

– Леонид Павлович, видно, что по строительству дорог наш округ занимает одно из первых мест в области. Чем это обусловлено? Какие исторические причины вызвали столь радикальные меры?
– Одна из причин – обыденная: время идет, население растет, машин прибавляется, значит, надо развиваться. Но это объяснение в нашем случае неполное.

Представьте, как мы раньше жили. Павелецкая железная дорога делила (да и сейчас делит) район пополам. В городе на одной стороне – жилые кварталы, на другой – промзона, с заводами, складами, предприятиями... Попасть из одной части района в другую было весьма проблематично. Переезды, ожидание перед шлагбаумом, пробки. Летом количество дачников утраивает население округа, а это машины, машины, огромная нагрузка на дороги, на четыре железнодорожных переезда. Вспомним нескончаемые пробки на федеральной «бетонке» у Белых Столбов, на переездах в Востряково и Барыбино.

Так вот даже первая банальная причина, приведенная мной, – естественное развитие территории – только усугубляла ситуацию. Машин становилось все больше, а переезды какими были, такими и оставались.

Но есть еще одна глубинная причина – это интенсивное экономическое и социальное развитие округа в последние десятилетия. Прежде всего, самого крупного в стране аэропорта «Домодедово». За год в среднем аэропорт перевозит более 30 миллионов человек. Их надо доставить в воздушную гавань, а прилетевших увезти. Из практики известно, что на каждый миллион пассажиров требуется одна тысяча человек обслуживающего персонала, поэтому сейчас в аэропорту более 35 тысяч сотрудников. Они тоже должны приехать на смену, а потом уехать домой для отдыха, сна и прочих дел. Это электрички, автобусы, свои машины. Стоянки, парковки…

– Я понимаю, бетонка двухполосная, она заполнена фурами со всей страны, прочим транзитом и столпотворение на переезде у Белых Столбов было объяснимо. Но почему оно существовало в Востряково?
– Причин несколько. Сюда часть транспорта самостоятельно перебрасывалась с Белых Столбов. На работу в аэропорт ежедневно ехали десятки тысяч человек. Потом, в последнее десятилетие, примерно радиусом в тысячу километров многих пассажиров отправляют и встречают родственники на своих автомобилях. Это дешевле, быстрее, удобнее. И если с восточного, северного, западного направлений машины выходили сразу на аэропортовское шоссе, то с южного ехали кратчайшим путем – через Востряково и авиагородок, загружая эти населенные пункты. Другого пути не существовало. Теперь эта проблема частично снята. Маршрут пролегает через Белостолбовскую эстакаду, далее выход на дорогу в объезд микрорайона Авиационный и на развязку аэропортовского шоссе. Это важно еще потому, что недавно открыт второй пассажирский терминал и скоро появятся дополнительные миллионы пассажиров и тысячи персонала.

DSC05080_.jpg

Роман ДЕНИСОВ / ДИАМО

– Но не только аэропорт требует современных трасс. Ведь в округе появляются склады, производства – к ним тоже нужен удобный подъезд.
– Просто так ничего не бывает. Еще в 90-х годах мы преобразовали район в городской округ, тем самым сохранили управляемость территории и обеспечили возможность для ускоренного развития. К нам охотно идут крупные, и не только, инвесторы, растет производство и ускоренное развитие дорожной сети – чрезвычайно важный фактор.

В последние годы много сделано для преодоления проблем. Все мы видим масштабное дорожное строительство, реализацию крупных проектов. За счет чего достигнуты такие результаты? Наверное, стало проще решать застарелые проблемы?
– Прежде всего, хочу пояснить: строительство и содержание дорог является задачей всех уровней власти. Это очень дорогое занятие и частным инвесторам не под силу. Как решится на муниципальном, региональном и федеральном уровне – так оно и будет. Реализация крупных инфраструктурных проектов – дело очень сложное. Всегда по ходу строительства приходится решать очень непростые задачи.

Возьмем, к примеру, Белостолбовскую эстакаду. Она находится на так называемой бетонке, где идет нескончаемый поток грузовых автомобилей, да и частных машин. В свое время, когда я был главой округа, строительство эстакады на время остановилось. Задержка работ произошла из-за невозможности получить разрешение на вырубку нескольких десятков берез, попадающих в зону строительства. Тогда как раз разгорался известный скандал по поводу химкинского леса, и к таким вопросам было повышенное внимание. Но при большой стройке обойтись без разумных потерь не удастся. Мне пришлось обратиться к губернатору Андрею Юрьевичу Воробьеву за помощью. Губернатор приехал оперативно, лично осмотрел ход строительства. Дал поручения соответствующим ведомствам. Разрешение было получено, строительство продолжилось и было успешно завершено. Стоила эта развязка 1,64 миллиарда рублей.

Вслед за Белостолбовской мы построили очень нужную городу и пассажирам аэропорта развязку на подъезде к аэропорту стоимостью 2,71 миллиарда рублей. Но она не решала важной для нас проблемы – ликвидации транзитного движения через микрорайоны Востряково и Авиационный.

Нами была спроектирована объездная дорога вокруг микрорайона Авиационный, однако целых 11 лет мы не могли получить деньги на ее строительство. Я обратился к губернатору. Он приехал в аэропорт, оценил перспективу его развития и принял решение о строительстве объездной дороги за счет средств областного бюджета. Стоила эта дорога 640 миллионов рублей. Работы шли синхронно. Федеральная развязка и областная дорога были открыты для движения одновременно в конце 2015 года.

– И год нынешний уже отмечен большим событием – открытием эстакады у «Карусели», старт движению дал губернатор Андрей Юрьевич Воробьев.
– Это важнейший для округа проект. Но надо понимать, что эстакада действительно является важнейшей, но только частью новой дороги, которая протянется от деревни Киселиха до микрорайона Южный и по всей длине будет четырехполосной. В настоящее время ведется строительство от «Карусели» до Киселихи, работы планируется закончить до конца текущего года. Деньги на строительство эстакады и участка дороги выделила Московская область, это 2,8 миллиарда рублей. Этот жизненно важный элемент в транспортной инфраструктуре округа даст возможность в перспективе решить основные транспортные проблемы.

Город развивается. В связи с этим появилась необходимость сформировать еще одну центральную улицу. Уже несколько лет такая работа ведется. Новая дорога пойдет от «Карусели» в микрорайон Северный по 1-й Коммунистической и Северной улицам. Обе они будут реконструированы. Следующим этапом будет реконструкция улицы Кирова, далее улица Лунная будет соединена хорошей дорогой с микрорайоном Южный. Развязка у «Карусели» позволит со временем горожанам из микрорайонов Северный, Западный и Южный без пробок попасть на Каширское шоссе, дорогу «Дон» и аэропортовское шоссе и поехать в сторону Москвы, на юг области или в аэропорт.

Многие домодедовцы, кто работает в аэропорту, не едут на работу через Востряково – там можно застрять в пробке на переезде. А добираются через село Ям и деревню Котляково – пусть подальше, но более прогнозируемо по времени. С введением же в строй эстакады и новой дороги до Киселихи станет намного проще добираться куда угодно. Путь в аэропорт станет на 10–15 минут короче.

– Есть ли в планах другие масштабные дорожные проекты?
– Сегодня самой проблемной в плане напряженности дорожного движения является северная часть округа. Чрезвычайно загружена дорога на Подольск, соединяющая две федеральные дороги М2 и М4. Правительство области и здесь оказывает нам помощь. Принято решение за счет средств регионального бюджета расширить до четырех полос эту дорогу до села Домодедово. Это будет стоить более 700 миллионов рублей. Кроме того, по поручению губернатора Андрея Юрьевича Воробьева разрабатывается проект новой дороги от М4 «Дон» до М2 «Симферопольское шоссе», минуя село Домодедово, стоимостью 420 миллионов рублей с ливневым коллектором, рокадной дорогой, подпорной стенкой и шумовыми экранами. Это окончательно снимет все транспортные проблемы в северной части округа и позволит интенсивно развивать формирующуюся там промышленную зону.

Или сложилась такая ситуация. С переводом на платную основу участков трассы «Дон» многие водители стали выбирать Каширское шоссе. Но оно не на всей протяженности обладает высокой пропускной способностью. Правительством области и здесь было принято решение реконструировать отрезок Каширского шоссе от 52 километра до границы округа, расширив его до четырех полос. В этом году работы начались. Мост в Шебанцево тоже стал четырехполосным, идет расширение полотна дороги.

– Леонид Павлович, мы говорим о масштабных стройках, но ведь есть еще другие дорожные проекты, не столь объемные, но не менее важные в целом для округа или отдельных микрорайонов, поселков и сел.
– Важно все. Образно говоря, все дороги – стратегические. Одни для страны, другие для округа, третьи для жителей небольшой деревни. Им все равно, в каком состоянии, скажем, Горьковское шоссе, но очень заботит удобный проезд к своему дому. Все дороги требуют внимания от властей всех уровней. Если говорить о муниципальных задачах, то приведу два примера. В этом году планировалось покрыть новым асфальтом 103,7 тысячи квадратных метров муниципальных дорог. Но мы решили увеличить эту цифру до 184 тысяч. Областное министерство транспорта и дорожной инфраструктуры согласилось на увеличение софинасирования дополнительных объемов. Также Совет депутатов округа решил на ремонт дорог с щебеночным покрытием выделить дополнительно 62 миллиона рублей. В этом сезоне будут отсыпаны 203 дороги. Не все села и деревни имеют хорошие дороги. Мы реализуем программу по их строительству.

Есть и индивидуальные, особенные проекты. Например, на подъезде к «Атлас Парк отелю» в пойме реки Рожайи существуют плывуны, грунт очень неустойчивый. Сейчас за счет областного бюджета там ведутся специальные работы по сооружению подпорной стенки для дороги. Стоит это около 130 миллионов рублей.

В городском округе Домодедово протяженность дорог составляет:
– федеральные – 89 км;
– региональные – 282 км;
– муниципальные – 1045 км.
Округ содержит и ремонтирует каждый метр муниципальных дорог. Зимой чистятся от снега все дороги к каждому из 140 населенных пунктов.

– Какие еще злободневные дорожные вопросы стоят перед округом?
– Недавно губернатор Андрей Юрьевич Воробьев в прямом разговоре с жителями на телеканале объявил о программе строительства дорог к садовым товариществам. Это важная задача, решение которой создаст комфортную среду для жизни и отдыха жителей округа и москвичей. А ситуация на дорогах к 330 СНТ разномастная: где-то есть асфальт или отсыпана щебенка, где-то обходятся грунтовкой. Но объявление программы губернатором области и мэром Москвы произошло не просто как идея и инициатива. Два правительства подписали соответствующее соглашение, предусматривающее источники финансирования, в том числе из бюджета столицы, намечены сроки. Было объявлено голосование на портале «Добродел». Округ будет активно участвовать в реализации данной программы.

DJI_0077_.jpg

Роман ДЕНИСОВ / ДИАМО

– Леонид Павлович, в одном разговоре трудно охватить всю дорожную тему – мы ведь не касались строительства ЦКАД по территории района, некоторых местных дорог, мостов. Сейчас мне хотелось бы задать вопрос не по главной теме интервью. Мы не раз писали о том, сколько школ и детсадов было открыто, сколько медицинских учреждений построено и отремонтировано. Какие проекты в сферах здравоохранения и образования пока малоизвестны, но планируются?
– На одном из заседаний Совета депутатов в прошлом году депутаты объявили сферу здравоохранения приоритетной. Хотя вся медицина переведена из муниципального уровня на областной, мы наши медучреждения не оставляем без внимания. Сейчас на средства бюджета округа производится ремонт будущего филиала детской поликлиники на улице Гагарина, женской консультации, амбулатории в селе Вельяминово. Также мы уделяем большое внимание развитию офисов врачей общей практики в микрорайонах, чтобы люди не испытывали неудобств, добираясь до центральных медицинских учреждений. Скоро в городе появятся еще три таких офиса, помещения под них определены. А из областного бюджета выделены средства на ремонт поликлиник в городе – порядка 120 миллионов рублей, и Заре Подмосковья – порядка 30 миллионов рублей. В Заре Подмосковья ремонт уже идет.

Что касается образования, то информация о строительстве школы на улице Советской широко известна. Но не меньше школа нужна на густонаселенной улице Кирова. Она будет построена не у многоэтажных домов, а с той стороны, где находятся предприятия комбината по благоустройству. Но в реализации проекта много сложностей.

– Со стройкой?
– Возвести здание – это самая простая задача, наши строители с ней справляются уверенно. Но законодательство таково, что оформить участок земли, решить другие юридические вопросы достаточно сложно и долго. Вдобавок с места строительства новой школы надо передислоцировать предприятия комбината, иных муниципальных подразделений, снести гаражи, договориться с владельцами о выкупе их собственности. Но мы работаем над этим проектом и все задачи обязательно решим.

Михаил Панферов,
Фото автора и Романа Денисова

Михаил Анатольевич ДЬЯЧЕНКО, Михаил Иванович ПАНФЕРОВ